Перейти к содержанию
RimmaN

Русские Народные Сказки. Читаем Ли Мы Из Детям?

Рекомендуемые сообщения

сейчас родители идут по пути наименьшего сопротивления: 

1. вместо игр с детьми- планшет или телефон

2 вместо  нормально пищи и собственноручно приготовленных пюре - магазинные банки

3. вместо чтения детям книг - аудиосказки, а ведь как важно ребенку слышать мамин голос

4. и т.д.

 

Лично я против планшетов, ребенок должен воспринимать планшет как средство для работы, для обучения, но ни как игрушку!

И уж точно ИМХО его не стоит давать ребенку до 6-ти летнего возраста

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да! с огромным сожалением - ДА! Именно по пути наименьшего сопротивления. Периодически несистематично безуспешно пытаясь свернуть с этого пути ребенка - ну, вдруХ что-то стукнуло маме в голову и она решила почитать/поиграть/потанцевать с дитятком!  а дитятко в слезы и за планшетом тянется -  взрослые разводят руками и говорят, что это поколение такое, прогрессссс :pardon:

Ещё вспомнила, как нам психолог на курсах рассказывала, что до 3 лет детям сказки лучше не читать, а именно рассказывать, потому как при чтении не получается такая размеренность и естественность речи, как при говорении.

 

Спасибо, что подняли тему сказок, девочки! Такие имена всплыли! :flowers1:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Согласна :)

 

Кстати, последнее время мне нередко попадаются "разоблачения" сказок. Мол, Золушка учит девочку чистить кастрюли и не шуршать, тогда и принц появится; Герда - разрушительный женский сценарий; Настенька - учит жертвовать собою и выходить замуж за чудовище, которое потом типа станет принцем. 

Кто что об этом думает? Мне это не кажется правильным подходом, хотя интересно бывает посмотреть и под таким углом :)

 

Я сейчас напишу свое, наивное, видение этих героинь, так, как я их воспринимаю без анализа, из тех версий, что были у нас :)

 

Золушка - делай, что должно, и счастье найдет тебя даже за печкой :)

 

Герда - любовь растопит холод

 

Настенька - с лица воду не пить :)

 

________________________

 

более ехидный подход:

Золушка - без блата - никуда

Настенька - перестала бы умничать, заказала бы одежду и цацки, как сестры, не устроила б инфаркты отцу

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ой, сейчас буду не соглашаться :)

 

Из допланшетной эпохи, еще в Советском Союзе. В очередях и в ожидании самолета детям не все повально книжки читали и в игры с ними играли. Дети ныли, родители им строго говорили :сиди тихо!", личность, можно сказать, вот с тех ранних ожиданий и подавлялась.

 

Человеку вообще свойственно идти по пути наименьшего сопротивления, это естественно и не ново. Другое дело, что кому это приятно - легко общаются с детьми. Кому важно - находят возможность. Но развлекание детей в очередях и 24 часа дома - не всем приятно и важно. И так было всегда :) Сейчас - в планшет, раньше - бег по этажам с звонками в квартиры. Что лучше? :)

 

 

Аудиосказки. Очень их любила, поэтому  не понимаю, в чем проблема? :) три разных чтения: взрослого ребенку, ребенка себе, аудио. Почему они должны друг другу мешать, а не дополнять? :) Еще четвертое чтение: постановка по сказке (спектакль, мультфильм, фильм).

 

Про воспитательную роль. Я не думаю, что книги надо читать только с этой позиции: чему они учат? Какая мораль? что хотел сказать автор? Трактовать можно по-разному и сделать из сказки/другого художественного произведения разные выводы. А если мораль насаживать, так это вообще будет скучно и убьет способность размышлять :) (или ребенок будет свои мысли прятать, потому что они "неправильные")

  • Поддержать 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А я с Вами соглашусь, Пенелопа! В том, что все родители разные. Кому-то интересны свои дети, а кому-то безразлична, а кому-то даже мешают жить. Но куда приятнее, а детям полезнее, когда родители с детьми общаются! Давайте поговорим  о тех, кто детям сказки читает, в игры живые играет, в музее/зоопарки/театры и тп водит и всячески развивает?

 

Хорошее определение "допланшетный период" (восхищающийся смайлик) 

 

Сказки/книги можно и слушать. Но лучше разнообразие с развитием: рассказывать - рассказывать/читать - рассказывать/читать/слушать - рассказывать(сам ребенок, если повезло  - то младшим братьям-сестрам) / читать самому/ слушать аудио/ постановки (качественные).  По нарастающей количество вариантов. Прежде чем вводить аудиокниги, лучше чтобы ребенок послушал "живой" голос взрослого. Вроде никакой разницы нет - вживую или аудиокнига. А разница почему-то есть. В том, как ребенок слушает. Казалось бы, артист(ы) лучше передадут текст, они же профессионалы. А дети почему-то внимательнее слушают вживую. Эмоции на лице рассказчика видны, каждый раз по-разному интонация, голос звучат. Для старших, да, аудиокнига - отличная вещь. И в транспорте послушать можно, время сэкономит. Вариативность должна быть, я думаю.

Объясню, почему так считаю. Дети стали другие под влияние взрослых, а не прогресса самого по себе. Природа человека не изменилась. Дети по-прежнему жуткие консерваторы, если внимательно к ним прислушиваться. Зачастую взрослые тянут ребенка за руку ( в переносном смысле), чтобы облегчить себе жизнь. Вначале ребенок сопротивляется, протестует, потом смиряется, потом бежит впереди и подгоняет родителей. Возможно, я слишком древняя, чтобы видеть мир по-другому.

Изменено пользователем Nadin
  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

А "Золушка" учит тому, что  Принца надо "заработать", а не сидеть у окно и  просто ждать, или увести у другой принцессы.

Герда действительно разрушительный (я бы сказала прогрессивный, даже феминистический) сценарий для женского послесредневекового типа , когда принцессе/девушке предлагалось   сидеть и ждать своего суженого у окна замка. Это в русских сказках "Настенька" за любимого по полям, по лесам, по горам.

Настенька ("Аленький цветочек"?) учит не зацикливаться на внешности, а смотреть на поступки "жениха". С лица воду не пить, как говориться. Внешность меняется со временем, а вот с характером, поступками и поведение мужа уживаться нужно всю жизнь. Поэтому Настенка пожила некоторое время с Чудовищем, пригляделась что называется, а потом и решение приняла.  Это мое личное мнение, не претендую на истину в последней инстанции. Я - консерватор в трактовке сказочных сюжетов. И с детьми обсуждаю сказки в традиционном ключе.

Вообще интересно, что в сказках чаще любимого/любимую надо заслужить, испытание пройти, доказать. И интересно, что сказка заканчивается на пире, свадьбе. Не всегда есть окончание "и жили они долго и счастливо". Чаще " и я на том пиру был, мед -пиво пил" и усё! дальше тайна. Или проза жизни. Кто как хочет.

Как интересно! А мне совсем по-другому видятся эти сказки!

1."Золушка" совсем даже и не зарабатывает принца. Она просто выполняет тяжелую работу - безропотно, "безмолвно-безнадежно":) а потом ВДРУГ появляется ее крестная, фея, и (вместо того чтобы как-то по-другому устроить жизнь бедной сироты) дает ей красивые цацки и отправляет на бал. Там Золушка знакомится с принцем, ну и дальше мы знаем.  

 

Мы все наверняка знаем таких женщин, которые терпят вот так вот безропотно плохое обращение, потому что верят,что это им потом "воздастся". Мир вдруг оценит,как они добры и смиренны, и повернется к ним лицом. Но так же почти никогда нее случается! Нет добрых фей! А отсутствие сопротивления приводит к усилению гнета!  И даже если повезет выйти замуж за принца ( будто нет других форм комфортной жизни,кроме замужества?), то дальше,я думаю, сказки тоже не будет. Золушкой будут помыкать уже во дворце. Нет, не отправят на кухню мыть кастрюли, но и уважать ее личность тоже не будут. А она опять будет молчать, глотать слезы и думать о том,что ей когда-то за все воздастся... 

 

Так шта вредная сказка:)  но дочке все равно ее читаю :)

 

2. Герда. Я впервые задумалась, что что-то тут не то, когда мне одна женщина, не очень счастливая в браке, сказала, что она мужа все равно не бросит, потому что она в ответе за его душу, и привела в пример Герду, которая идет за Каем на край света, чтобы спасти.  Как ведет себя не очень. Хамит, доводит бабушку до слез, грубит. Но, ах, его надо понять, ему осколок заколдованного зеркала попал в глаз и в сердце! И Герда идет за ним, спасать его замерзшее сердце. На нее нападают разбойники, она идет без варежек по Лапландии... И вот сидит он и собирает слово "вечность", а она такая приходит, и растапливает его сердце слезами, и хиппи энд. 

Вообще, я очень-очень-очень люблю эту сказку. И мультик старый советский. А когда слушаю радиоспектакль (ну уже не пластинку), я плачу.

НО! Я считаю, что это разрушительный для женщины сценарий!!! Так нельзя!!   Так идти спасать,рискуя жизнью и все прощая, можно только своего брата, сына, отца, но ... не мужа. Ладно, если с мужем 20 лет прожили, а ему потом "осколок попал", тоже можно. Но осторожно:)

 

3. Настенька. Ну тут можно по-разному истолковать. Если дело во внешности - да, это правильно.  Но аспект самопожертвования меня немного смущает. А ну как не окажись чудовище "добрым да ласковым"?..

 

Ещё вспомнила, как нам психолог на курсах рассказывала, что до 3 лет детям сказки лучше не читать, а именно рассказывать, потому как при чтении не получается такая размеренность и естественность речи, как при говорении.

 

 

А у меня не получается так красиво да гладко рассказывать,как в книжке написано ((( так что я таки читаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ой, сейчас буду не соглашаться :)

 

Из допланшетной эпохи, еще в Советском Союзе. В очередях и в ожидании самолета детям не все повально книжки читали и в игры с ними играли. Дети ныли, родители им строго говорили :сиди тихо!", личность, можно сказать, вот с тех ранних ожиданий и подавлялась.

 

Человеку вообще свойственно идти по пути наименьшего сопротивления, это естественно и не ново. Другое дело, что кому это приятно - легко общаются с детьми. Кому важно - находят возможность. Но развлекание детей в очередях и 24 часа дома - не всем приятно и важно. И так было всегда :) Сейчас - в планшет, раньше - бег по этажам с звонками в квартиры. Что лучше? :)

 

 

Аудиосказки. Очень их любила, поэтому  не понимаю, в чем проблема? :) три разных чтения: взрослого ребенку, ребенка себе, аудио. Почему они должны друг другу мешать, а не дополнять? :) Еще четвертое чтение: постановка по сказке (спектакль, мультфильм, фильм).

 

Про воспитательную роль. Я не думаю, что книги надо читать только с этой позиции: чему они учат? Какая мораль? что хотел сказать автор? Трактовать можно по-разному и сделать из сказки/другого художественного произведения разные выводы. А если мораль насаживать, так это вообще будет скучно и убьет способность размышлять :) (или ребенок будет свои мысли прятать, потому что они "неправильные")

Я тоже против планшетов для малышни. Дома дает муж (не я!!!) один раз в неделю собирать "паззлы". Минут по 10 каждому получается. 

Но вот нам через неделю лететь почти 3часа в самолете, и мы берем айпэд на всякий случай((( хотя бы потому,что "дикие игры нашего тигры" не найдут отклика в душах наших попутчиков(((

 

я читала, что первые несколько лет жизни ребенку обязательно нужна живая речь. Там в книге это подробно объяснялось с точки зрения физиологии, артикуляции, микро и макродвижений и т.д. Но когда уже речь в целом освоена, нет проблем в аудиосказках. Я в детстве их обожала!!!! Да и сейчас слушаю с огромным удовольствием. А еще такая "побочная польза". Я с детства помню наизусть интонации, с которыми актеры читали или играли разные произведения. И читаю сейчас детям многое из слушанного в детстве с теми же интонациями, паузами, тем же тембром речи.  Думаю, и их это научит удовольствию от красивой декламации (ну, я конечно не Плятт и не Бабанова, но стараюсь :4u: ), да и слушать это интереснее,чем монотонную не окрашенную речь.

 

да, мораль,"торчащая,как пружина из матраса" - это то,что напрочь убивает книгу и общение с ней((( не говоря уже о том, что должен же быть простор мышлению и восприятию. Хотя вот легкие акценты на какие-то моменты книги можно делать. Помню, читала нам мама "Волшебника Изумрудного города", и задала вопрос: а что хуже- быть без мозгов или без сердца?(ну я грубо передаю:)) и я прямо долго так этот вопрос обдумывала, наверно годы...:)

  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А в том и прелесть, что рассказывать не получится так красиво и гладко, как написано! В этом и смысл рассказывания! Оно - живое! Есть паузы, ускорения темпа речи, замедления, повышение и понижение голоса, эмоции более яркие, чем при чтении.

Это просто мнение отдельного человека. Оно совпало с моими наблюдениями.

 

По толкованию сказок. И Ваше мнение тоже имеет право на существование.

В сказках вообще много самопожертвования, заметили? Нафига  в реальной жизни сдалось бы купеческому сыну жениться на лягушке, жить в ожидании унижения от родственников за такой мезальянс, переться непонять куда вызволять жену, когда вокруг наверняка полно других девиц-красавиц (не говоря уже о лягушках), которые рады осчастливить купеческого сына. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".  Нелитературные сказки интереснее для разгадывания "морали"/цели. Мне кажется, "урок" сказки чаще лежит на поверхности. Чем глубже копаешь, тем дальше уходишь от цели. Тот же Колобок. Не сбегай из дома, не доверяй незнакомцам. А если начать копать, да подключить психоанализ, то такого нарыть можно.

А вот то, что Вы рассказали о своей знакомой - это и есть "сценарное поведение". И сказку она себе определила сама. А если еще на ее семью посмотреть, то и там вариант этой сказки можно найти.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А я с Вами соглашусь, Пенелопа! В том, что все родители разные. Кому-то интересны свои дети, а кому-то безразлична, а кому-то даже мешают жить. Но куда приятнее, а детям полезнее, когда родители с детьми общаются! Давайте поговорим  о тех, кто детям сказки читает, в игры живые играет, в музее/зоопарки/театры и тп водит и всячески развивает?

 

...

 

Прежде чем вводить аудиокниги, лучше чтобы ребенок послушал "живой" голос взрослого.

 

:flowers1:  Да, давайте не будем о грустном, а поговорим о том, что интересно нам :)

 

 

А разве (кроме тяжелых случаев) так и не получается, естественно? Первые песенки-сказки рассказывает взрослый ребенку, успокаивая его, увлекая, держа на руках, т.е. тут комплексное общение происходит. Если ребенок плачет или не может заснуть, ему со сказкой и покачивание нужно, просто магнитофон будет бесполезен :)

 

 

 

Как интересно! А мне совсем по-другому видятся эти сказки!

 

 

 

 

 

Маш, а если героинь перестать рассматривать как женщин, а относится к ним как к людям?Т.е человеку за терпения в трудной ситуации дается награда- хорошо? Человек не смотрит на внешность, ищет суть - хорошо? Человек не бросает сразу кого-то в депрессии/беде, а пытается достучаться до него - хорошо?
 
Я знаю, что сказки всячески поддерживают гендерные стереотипы (естественно, народу, чтобы выжить просто необходимо, чтобы трудолюбивая и красивая женщина находила себе партнера, который обеспечит ее и ее потомство. И да, функция у женщины одна - приплод. Сказки не виноваты :bigsmile: ). Но если ребенка в остальном воспитывать без них и делать упор не на героях, а на их характеристиках, как тогда изменится восприятие?
  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это сообщение немного офф, поэтому отдельно :)

 

А она опять будет молчать, глотать слезы и думать о том,что ей когда-то за все воздастся... 

 

...

 

2. Герда.

 

 

Я как-то вот о чем думала, как воспитанная (книгами не в последнюю очередь) в русле "будь хорошей принц заметит" (грубо-упрощенно). Вот мы, когда читаем книги, мы знаем о переживания героев, о их благородстве и о том, как они заслуживают счастья. И сопереживаем им, сердимся на тех, кто окружают эти чистые души за то, что они не замечают замечательность этих людей. Но они-то (окружающие) не читают мыслей достойного героя! И не знают о том, как они страдают, скольким жертвуют! :) В книгах часто встречается какой-то "давний приятель", который всем внезапно открывает глаза на благородство мистера Дарси ;) но в жизни-то таких приятелей чаще всего нет :) Поэтому молчаливая модель далеко не всегда срабатывает :)

 

Про Герду. Вы смотрели Frozen? :)

 

Я в детстве их обожала!!!! Да и сейчас слушаю с огромным удовольствием. А еще такая "побочная польза". Я с детства помню наизусть интонации, с которыми актеры читали или играли разные произведения. И читаю сейчас детям многое из слушанного в детстве с теми же интонациями, паузами, тем же тембром речи.  Думаю, и их это научит удовольствию от красивой декламации (ну, я конечно не Плятт и не Бабанова, но стараюсь :4u: ), да и слушать это интереснее,чем монотонную не окрашенную речь.

 

 

 

плюс сто :)

Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Маш, а если героинь перестать рассматривать как женщин, а относится к ним как к людям?Т.е человеку за терпения в трудной ситуации дается награда- хорошо? Человек не смотрит на внешность, ищет суть - хорошо? Человек не бросает сразу кого-то в депрессии/беде, а пытается достучаться до него - хорошо?
 
Я знаю, что сказки всячески поддерживают гендерные стереотипы (естественно, народу, чтобы выжить просто необходимо, чтобы трудолюбивая и красивая женщина находила себе партнера, который обеспечит ее и ее потомство. И да, функция у женщины одна - приплод. Сказки не виноваты :bigsmile: ). Но если ребенка в остальном воспитывать без них и делать упор не на героях, а на их характеристиках, как тогда изменится восприятие?

 

Оля, ты права, конечно. И я отдаю себе отчет в том, что мое вИдение этих сказок искажено моими же собственными тараканами :bigsmile:  это мне везде мерещатся угнетенные женщины и коварных патриархат, но сказки-то и их герои и героини ведь намного сложнее и прекраснее моих больных фантазий интерпретаций. Поэтому да, сказки я буду любить, буду детям читать. Не обязательно же они увидят в них то же,что сейчас вижу в них я... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это сообщение немного офф, поэтому отдельно :)

 

 

Я как-то вот о чем думала, как воспитанная (книгами не в последнюю очередь) в русле "будь хорошей принц заметит" (грубо-упрощенно). Вот мы, когда читаем книги, мы знаем о переживания героев, о их благородстве и о том, как они заслуживают счастья. И сопереживаем им, сердимся на тех, кто окружают эти чистые души за то, что они не замечают замечательность этих людей. Но они-то (окружающие) не читают мыслей достойного героя! И не знают о том, как они страдают, скольким жертвуют! :) В книгах часто встречается какой-то "давний приятель", который всем внезапно открывает глаза на благородство мистера Дарси ;) но в жизни-то таких приятелей чаще всего нет :) Поэтому молчаливая модель далеко не всегда срабатывает :)

 

Про Герду. Вы смотрели Frozen? :)

 

 

плюс сто :)

 

Я тоже так воспитана. Может поэтому оно все с меня сейчас и слазит и чешется  :)  и я много таких хороших людей знаю, и я знаю, как они страдают и ждут втайне этого "давнего приятеля"... а его все нет... Поэтому, наверно, я так остро реагирую на все безмолвные-безнадежные страдания золушек, Настенек (из "Морозко"; в обморок падает, а все же "тепло, Морозушка, тепло, батюшка"...((((( )и других...

 

нет,не смотрела. СтОит?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

А разве (кроме тяжелых случаев) так и не получается, естественно? Первые песенки-сказки рассказывает взрослый ребенку, успокаивая его, увлекая, держа на руках, т.е. тут комплексное общение происходит. Если ребенок плачет или не может заснуть, ему со сказкой и покачивание нужно, просто магнитофон будет бесполезен :)

 

 

 

 

 

Да, так и происходит. Но я подумала прежде всего о тяжелых случаях. :4u:  И из общения с более молодыми мамами чаще слышу именно об аудиозаписях ( не только сказках!)  в достаточно раннем возрасте, уже до года. Потому как хочется заняться побыстрее личным временем, а дитя не засыпает. Я понимаю! но... Хочется ж идеала! Но лучше уж хорошая запись, чем раздраженный мамин голос.

  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Я знаю, что сказки всячески поддерживают гендерные стереотипы (естественно, народу, чтобы выжить просто необходимо, чтобы трудолюбивая и красивая женщина находила себе партнера, который обеспечит ее и ее потомство. И да, функция у женщины одна - приплод. Сказки не виноваты :bigsmile: ). Но если ребенка в остальном воспитывать без них и делать упор не на героях, а на их характеристиках, как тогда изменится восприятие?

 

Одна из функций сказок - передача опыта народа, поучение "правильной" жизни, в том числе и гендерное распределение ролей. От этого зависело выживание рода. А если б рассказывали о том, что надо себя беречь, в беде бросать, замуж не ходить и детей не воспитывать, где бы мы сейчас были. Ой, тут можно до такого докопаться!  :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 И я отдаю себе отчет в том, что мое вИдение этих сказок искажено моими же собственными тараканами :bigsmile: 

 

да нет, тут я тебе в эксклюзивности откажу :bigsmile:, так какесть, есть все это в сказках! Мне просто подумалось, как их восприятие может измениться с течением времени и перестройкой взглядов на роли в социуме. Вот как современные родители, когда задумываются о сказках, восклицают: "Представляете! А избушка-то на курьих ножках, это ж склеп! А герой-то в загробную жизнь путешествует, смерть побеждает!", так же позже будут на форумах писать: "А вы никогда не задумывались, почему Настенька покорно к чудовищу идет, а принц от лягушки кривится и только за плюшки её держит? Оказывается! У них там в древности! Были гендерные роли!!!" :)

 

"Жаль только - жить в эту пору прекрасную..."

 

"тепло, Морозушка, тепло, батюшка"...((((( )и других...

 

нет,не смотрела. СтОит?

 

ага, а у людей свои проблемы, и раз говорит "тепло", значит действительно тепло :(

 

по-моему, да! Замечательная новая сказка для девочек, которые уже вошли в стадию "гадкого утенка" (а выйти из нее многим так и не удается).

Посмотри, когда будет время :)

 

 Хочется ж идеала!

 

Своими руками, в своем окружении если только :)

 

 

Еще про то, как использовать аудио с пользой :)

Мы живем далеко от моей мамы, поэтому русской бабушки постоянно рядом у моих детей не было. Как-то мама собралась и записала нам кассеты с детскими стихами, рассказами, сказками. А мы их тут слушали, все вместе :) И польза была не только для детей, надо вам сказать :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Еще про то, как использовать аудио с пользой :)

Мы живем далеко от моей мамы, поэтому русской бабушки постоянно рядом у моих детей не было. Как-то мама собралась и записала нам кассеты с детскими стихами, рассказами, сказками. А мы их тут слушали, все вместе :) И польза была не только для детей, надо вам сказать :)

 

Как здорово! :girl_claping:

 

Frozen - Холодное сердце? Мы с детьми смотрели. Хороший.

Изменено пользователем Nadin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

   ищут непонятный законспирированный смысл. Что пытаюся доказать  - непонятно. 

 

 А сказки просто учили что Иван-дурак не такой уж дурак и всегда побеждает зло, что Настенька за любимого всю землю обошла, преодолевая трудности - но его спасла-нашла, что поцелуй любящего  разбудит даже мертвую царевну,  что тянуть репку  лучше когда все дружно. 

 

 

Согласна :)

 

Кстати, последнее время мне нередко попадаются "разоблачения" сказок. Мол, Золушка учит девочку чистить кастрюли и не шуршать, тогда и принц появится; Герда - разрушительный женский сценарий; Настенька - учит жертвовать собою и выходить замуж за чудовище, которое потом типа станет принцем. 

Кто что об этом думает? Мне это не кажется правильным подходом, хотя интересно бывает посмотреть и под таким углом :)

Наверное,все-таки в сказках есть мораль. И у каждого она своя,зависящая от восприятия и видения мира. :) И может быть цели.

Когда дочке рассказывала колобок,обязательная фраза;"Не прыгай,Колобок,не прыгай". (НА нос). Хотела предостеречь доброе,доверчивое сердце от льстивых речей и обмана.

Мое видение:         Колобок-поединок легкомыслия,доверчивости и коварства.

          Золушка-вознаграждение за нелегкий труд. Она с покорностью трудилась и получила то,о чем мечтала.Труд должен быть вознагражден.

Может и необязательно ее будут во дворце обижать,уедет в Зимний дворец,будет общаться с птичками-мышками - и будет счастлива. Хотя...не такая уж она и слабая(блистать на балу-нужен определенный характер :) ).И "продуманная" туфелька.)))

          Герда-Сила духа и мужества. Не оставила в беде друга. Не польстилась на искушения ,не испугалась трудностей.

          Настенька-А.цветочек-спасение отца и чувство вины за свой каприз,который заставил любящего человека пойти на преступление. 

 

Сказки должны нести добро.А иначе зачем их читать детям. :4u:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

1.да нет, тут я тебе в эксклюзивности откажу :bigsmile:,

 

2, так же позже будут на форумах писать: "А вы никогда не задумывались, почему Настенька покорно к чудовищу идет, а принц от лягушки кривится и только за плюшки её держит? Оказывается! У них там в древности! Были гендерные роли!!!" :)

 

 

 

3.ага, а у людей свои проблемы, и раз говорит "тепло", значит действительно тепло :(

 

4. в стадию "гадкого утенка" (а выйти из нее многим так и не удается).

 

1.Ну воооооот  :huh1: :)

 

2.ага, и как доказательство существования тех древних времен вот такой смайлик: :connie_caveman-1:  :crazy: 

 "Эх как бы дожииить бы..."

 

3. да. Привычка забивать на свои чувства и на чувства других. А преподносилась как добродетель(((

 

4. Как интересно! Что ты имеешь в виду? (Можно в болталке)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Frozen - Холодное сердце? Мы с детьми смотрели. Хороший.

 

Ага, он :)

 

1.Ну воооооот  :huh1: :)

 

2.ага, и как доказательство существования тех древних времен вот такой смайлик: :connie_caveman-1:  :crazy:

 "Эх как бы дожииить бы..."

 

4. Как интересно! Что ты имеешь в виду? (Можно в болталке)

 

1. Прошу прощения :4u::bigsmile:

2. Интересная тема: историки будущего восстанавливают картину (нашего) настоящего по смайликам :bandit:

 

4. Это к сказке относится, поэтому я все-таки здесь :bigsmile:

 

Стадия "Гадкого утенка" - это 5-7 лет. Милые младенческие округлости уходят, зубы начинают меняться, нагрузки в школе добавляют синяки под глазами. Внутренне прибавляется осознание ребенком себя как члена общества, на которого накладываются определенные обязанности и стереотипы поведения. В то же время собственное я начинает стучать сильнее. Тут же нагоняет созревание организма, которое сопровождается неравномерным ростом (прямо как в "Алисе") и гормональными изменениями. У кого-то эта стадия проходит менее болезненно, у других - более. Вот об этих последних, женского пола и рассказывает "Холодное сердце" :)

 

Что делать, если ты не такая, какой тебя хотят видеть родные? то делать, если твой талант превращается в проклятие? Что делать, если твоя неуклюжесть (а сколько девочек в пре- и пубертате чувствуют себя именно неуклюжими, не вписывающимися в общество, лишними, все делающими "не так"! ) портит жизнь любимым людям?

 

Создатели "Холодного сердца" вдохновились "Снежной королевой", но повернули сюжет так, чтобы он был близок девочкам, которые видят себя гадкими утятами. Получился хит :)

 

Это, мне кажется, одна из самых удачных адаптаций старого сюжета к новым временам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Про "Золушку". Я тезисно законспектировала лекцию проф. Рабкина (Мичиганский университет) по этой сказке. Лекция - часть онлайн курса по фэнтезийной литературе.

 

  1. Главный конфликт: контроль над тем, кто будет матриархом. В одной из версий этой сказки дочери женщины, которая в последствии становится мачехой Золушки, съедают тело бедной матери Золушки.
  2. Мачеха не разрешает Золушке идти на бал, где та может найти себе партнера для создания семьи
  3. Птицы помогают Золушке в сортировке зерен. Важный момент: зерна –пища для птиц. В сказке «Гензель и Гретель», когда Гензель (мальчик) разбрасывает крошки, птицы их съедают. Золушке же пернатые  помогают. Гендерный стереотип: женщина управляется с  едой, это ее дело, силы природы ей помогают; когда же мужчина пытается сделать что-то с едой, природа ему препятствует. Охотник в «Красной шапочке» использует ножницы (женский инструмент), чтобы помочь женщинам взять вверх над волком  (распарывает волчье брюхо)
  4. Благочестивая мать Золушки смотрит с небес, и ее любовь защищает девушку: сначала эта защита приводится в действие птицами, а потом принцем.
  5. Принц влюбляется в Золушку за её красоту. В сказках красота подразумевает годность героя" он/а заслуживает счастье. Только внешняя красота (см. мачеху Белоснежки) не считается, не является пропуском к счастью.
  6. По мнению профессора, соль сказки не в том, что послушание будет вознаграждено (хотя и этот мотив присутствует в сказке), а в возможности найти любовь, даже если человек, который олицетворял это чувство для вас (для Золушки это её мать), больше не рядом.
  7. Вот почему «Красотка» с Дж. Робертс – это тоже сказка о Золушке.  Красотка вовсе не послушненькая девушка с кастрюльками, но она красива (достойна) и мироздание отвечает ей, создавая возможность обретения счастья.
  8. Как бы ни было худо, всегда найдется высшая сила, которая протянет руку и даст возможность быть счастливой.
  9. Посыл сказки, вера в то, что даже если прямо сейчас все плохо, когда-нибудь станет все хорошо, так силен и так привлекателен, что мы, читатели, не замечаем абсурдность хрустальных туфелек: мечта позволяет нам принять бессмыслицу.
Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Пенелопа, за конспект! Читать не придется... :)

Получается, что внешняя красота - это ВОЗМОЖНОСТЬ счастье получить, а "внутренняя красота" - это способность воспользоваться полученным счастьем, принять его и удержать это счастье. Внешняя красота важна, потому как без нее самой возможности счастья не будет? Отрицательные герои всегда некрасивы и нет намека, что они могут стать красивыми. Чудовище ужасно внешне, но каким-то чутьем мы улавливаем, что это временное явление.

 

Только я думала, что "гадкий утенок" это в 12-15 лет. Хотя  и в 5-7 тоже "гадкий утенок", но не настолько ярко ощущаемый самим утенком.

Frozen о втором периоде "Гадкого утенка". Мне показалось, что героиню все-таки вынудили сделать то, чего она старалась избежать, но в чуть-чуть смягченном варианте. Вынудили через типа осознание.

Изменено пользователем Nadin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О Герде подумалось. А если это мужская мечта об идеальной женщина, которая "коня на скаку... " и далее по тексту?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Про "Золушку". Я тезисно законспектировала лекцию проф. Рабкина (Мичиганский университет) по этой сказке. Лекция - часть онлайн курса по фэнтезийной литературе.

 

 

Интересно! Хотя такой смелый полет мыслей... с непривычки пугает:)  а профессор какой текст анализирует? (Я че-та думала, это авторская сказка). Она, похоже, очень древняя?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Марджана, точно со школы еще помню, что схожая сказка была у северных народов (Северная Европа) - только там была не хрустальная туфелька, а туфелька, отороченная мехом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Оля, ты права, конечно. И я отдаю себе отчет в том, что мое вИдение этих сказок искажено моими же собственными тараканами :bigsmile:  это мне везде мерещатся угнетенные женщины и коварных патриархат, но сказки-то и их герои и героини ведь намного сложнее и прекраснее моих больных фантазий интерпретаций. Поэтому да, сказки я буду любить, буду детям читать. Не обязательно же они увидят в них то же,что сейчас вижу в них я... 

 

Мне кажется не стоит в сказках искать двойной смысл. Так как во- первых они создавались/ адаптировались для детей, с зачастую  воспитательной функцией. Поэтому добро, самопожертвование, терпение, бесстрашие в них грпертрофированы. Нами, взрослыми это конечно воспринимается как гротеск. 

Во- вторых та же Золушка вообще чуть ли не древнеегипетский сказ мутировавший в веках, он не дошел до нас в своем оригинальном виде, и сами люди а тем более писатели     вносили в сказку свои подсознательные элементы- у Перро Золушка выйдя замуж прощает сводных  сестер, у братьев Гримм голуби выклевывают им глаза а сами сестры занимаются членовредительством.

 

Так что читая сказки понимаешь что все же это искаженное, гротескное описание добродетелей, адаптированное для интеллекта детей. Их мир чудес где добро всегда должно побеждать.  :) ( само собой речь не идет о братьях Гримм, это ИМХО, психоделическая литература для взрослых) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. Пенелопа, за конспект! Читать не придется... :)

Получается, что внешняя красота - это ВОЗМОЖНОСТЬ счастье получить, а "внутренняя красота" - это способность воспользоваться полученным счастьем, принять его и удержать это счастье. Внешняя красота важна, потому как без нее самой возможности счастья не будет?

 

Только я думала, что "гадкий утенок" это в 12-15 лет. Хотя  и в 5-7 тоже "гадкий утенок", но не настолько ярко ощущаемый самим утенком.

 

 

:flowers1:

 

Да, как-то так.

 

Я этот термин и дантистов позаимствовала, речь идет именно об определенном периоде смены зубов :) Сначала (кроме очень чувствительных) девочки да, не очень замечают "беззубый рот". Только если им кто-нибудь что-нибудь ляпнет, "по доброте душевной". Смена зубов практически сразу же переходит в созревание, ,,,,,,,,,,,,,от внешней "гадкости" к внутренней.

 

Мне показалось, что героиню все-таки вынудили сделать то, чего она старалась избежать, но в чуть-чуть смягченном варианте. Вынудили через типа осознание.

 

Я не совсем понимаю, о чем идет речь. Можно, пожалуйста, под спойлером поподробнее? :)

 

О Герде подумалось. А если это мужская мечта об идеальной женщина, которая "коня на скаку... " и далее по тексту?

 

А мужчины о таком мечтают? :)

 

"Снежная королева" - авторская сказка, мораль там явно есть и может быть даже четко озвучена, я не помню. У Андерсена все сказки наполнены христианской моралью, вот где-то в этом направлении и надо смотреть, наверное. Что тут может быть с религиозной точки зрения? Путь с препятствиями. Была старушка с садом - это, возможно, метафора чего-то мирского, обыденного, каждодневная мелкая суета, которая может нас остановить на пути к Главному. Дальше были принц с принцессой? (Я плохо помню, где сама сказка, а где постановка/фильм) Это, возможно, испытание легкой жизнью, бездельем. Разбойники - власть? Герда через все это проходит, через все искушения. Чем-то похоже на "Путь паломника" Баньяна, мог ли Андерсен читать эту книгу и написать по ее мотивам сказку для детей? Не знаю.

 

Интересно! Хотя такой смелый полет мыслей... с непривычки пугает :)  а профессор какой текст анализирует? (Я че-та думала, это авторская сказка). Она, похоже, очень древняя?

 

Текст братьев Гримм. Они собирали народные, но включали те, которые подходили их цели, и редактировали соответствующе :)

 

Марджана, точно со школы еще помню, что схожая сказка была у северных народов (Северная Европа) - только там была не хрустальная туфелька, а туфелька, отороченная мехом.

 

У Перро тоже беличья туфля, говорят :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Про "Золушку". Я тезисно законспектировала лекцию 

  1.  
  2. Вот почему «Красотка» с Дж. Робертс – это тоже сказка о Золушке.  Красотка вовсе не послушненькая девушка с кастрюльками, но она красива (достойна) и мироздание отвечает ей, создавая возможность обретения счастья..

 

Пенелопа,спасибо за конспект. :flowers1:

У Красотки тоже на момент появления принца появились намерения о добродетельной жизни :) .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне кажется не стоит в сказках искать двойной смысл. Так как во- первых они создавались/ адаптировались для детей, с зачастую  воспитательной функцией. Поэтому добро, самопожертвование, терпение, бесстрашие в них грпертрофированы. Нами, взрослыми это конечно воспринимается как гротеск

 

Так что читая сказки понимаешь что все же это искаженное, гротескное описание добродетелей, адаптированное для интеллекта детей. 

Сказка ложь,да в  ней намек-добрым молодцам урок. Возможно,что создавались не только для детей :) .С воспитательной, и немного образовательной функцией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Купила на прошлой неделе книжку русские нар.сказки,в обработке А.Толстого и О.Капицы. Очень нравиться-всем. "Гуси-лебеди","Петушок-золотой гребешок" - уже в те времена прослеживалась тема похищения детей. :) Начало литературной деятельности примерно 1905 г(спец-ты поправьте,если ошибаюсь)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

Я не совсем понимаю, о чем идет речь. Можно, пожалуйста, под спойлером поподробнее? :)

Я под спойлер прятать не умею... :pardon:  Я технический чайник...

 

От нее требовали выбрать мужа. В результате испытаний она пришла к тому, что выбирать мужа все-таки придется, это ее долг. Прямые указания родителей ее не убеждали. Убедили испытания. Т.е. на своих ошибка учится.

Изменено пользователем Nadin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пенелопа,спасибо за конспект. :flowers1:

У Красотки тоже на момент появления принца появились намерения о добродетельной жизни :) .

 

:flowers1:

 

Ага, она в золе сидела не потому, что ей так нравилось, а жизнь так повернулась.

 

Сказка ложь,да в  ней намек-добрым молодцам урок.

 

А кто автор этих слов? Я нашла только Пушкина, он это сам или повторял?

 

Купила на прошлой неделе книжку русские нар.сказки,в обработке А.Толстого и О.Капицы. Очень нравиться-всем. "Гуси-лебеди","Петушок-золотой гребешок" - уже в те времена прослеживалась тема похищения детей. :) Начало литературной деятельности примерно 1905 г(спец-ты поправьте,если ошибаюсь)

 

Погуглила "О. Капица". Оказалось вот что:

  • Капица, Ольга Иеронимовна (урождённая Стебницкая; 1866—1937) — русский советский педагог и фольклорист, жена Л. П. Капицы, мать П. Л. Капицы.

 

(и, соответственно, бабушка Сергея Петровича Капицы :) )

 

Очень интересно было бы почитать ее труды, на Либрусеке еще пишут, что она была "специалист по детской литературе", т.е. стояла у истоков изучения детской литературы вообще! Но в сети что-то только издания сказок под ее редакцией попадаются :(

 

П.С. Еще нашла любопытный документ:

 

Указатель детских книг для библиотек трудовых школ, клубов и площадок

Калмыкова Александра Михайловна; Капица Ольга Иеронимовна
Издатель: Петроград : Начатки знаний
Дата: 1920
 
 
Калмыкова Александра Михайловна; Капица Ольга Иеронимовна
Издатель: Петроград : Начатки знаний
Дата: 1920

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

А мужчины о таком мечтают? :)

 

Кто их знает? Может и мечтают. Чтоб не они добивались/доказывали/испытания проходили, а за них боролись. Чтоб, как в глубоком детстве, за них все сделали, а они в льдинки играли. Это так, мысли вслух.  Не имеют никакого отношения к временас Андерсена. У него вероятнее именно христианская тема.

Интересно просто, что девочка испытания проходит.

Изменено пользователем Nadin

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я под спойлер прятать не умею... :pardon:  Я технический чайник...

 

над окном ответа, третья кнопка слева, в выпадающем меню выбрать "скрытый текст", там появится окошечко :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кто их знает?

 

Вот да. Вечно на них не угодишь :bigsmile:

 

Я посмотрела бегло текст "Снежной королевы". Мораль нашлась сразу:

 

Бабушка сидела на солнышке и вслух читала евангелие: “Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!”

 

 

Кай пытался все постичь умом. И обледенел. Для него красота была в совершенстве форм. Мертвая красота. А Герда своей детской непосредственностью (в хорошем смысле!) эту холодность растопила, согрела Кая искренностью и даровала ему жизнь :)

 

Теперь  я вижу больше параллелей между "Снежной королевой" и "Холодным сердцем"! Авторы фильма еще большие молодцы, чем я думала :)

 

Как я и подозревала, помнила я сказку смутно: насильно Герду удерживала только старушка в домике с садом.

 

Сдается мне, что в отбытии героев со своих мест (ворон, принц и принцесса, разбойница) есть тоже какой-то смысл, но он от меня ускользает :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

:flowers1:

 

Ага, она в золе сидела не потому, что ей так нравилось, а жизнь так повернулась.

 

 

А кто автор этих слов? Я нашла только Пушкина, он это сам или повторял?

 

 

моя бабушка мне так всегда говорила :girl_knitting: , может народное тоже

я так понимаю это из Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Изменено пользователем Вилена

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

А кто автор этих слов? Я нашла только Пушкина, он это сам или повторял?

 

 

Погуглила "О. Капица". 

 

(и, соответственно, бабушка Сергея Петровича Капицы :) )

 "специалист по детской литературе", т.е. стояла у истоков изучения детской литературы вообще! 

Думаю: Арина Родионовна.  Когда первую сказку прочитали,так и представила ее с кружкой у окна. :) Хорошая русская,неторопливая речь.Тоже погуглила :) (что за время,сказки к компу отправляют)

 

Ссылка только для пользователей :itwasntme: ,если регистрироваться- допустят к библиотеке?

 

 

Теперь  я вижу больше параллелей между "Снежной королевой" и "Холодным сердцем"! Авторы фильма еще большие молодцы, чем я думала :)

 

и в мотх глазах выросли!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Главное не написала. Оля, какая ты умничка!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

над окном ответа, третья кнопка слева, в выпадающем меню выбрать "скрытый текст", там появится окошечко :)

Спасибо! :flowers1:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Кай пытался все постичь умом. И обледенел. Для него красота была в совершенстве форм. Мертвая красота. А Герда своей детской непосредственностью (в хорошем смысле!) эту холодность растопила, согрела Кая искренностью и даровала ему жизнь :)

 

 

 

Мальчики = разум, девочки = сердце. Так?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

моя бабушка мне так всегда говорила :girl_knitting: , может народное тоже

я так понимаю это из Пушкина "Сказка о золотом петушке"

 

 

Думаю: Арина Родионовна.  Когда первую сказку прочитали,так и представила ее с кружкой у окна. :) Хорошая русская,неторопливая речь.Тоже погуглила :) (что за время,сказки к компу отправляют)

 

 

 

Интересно, услышал ли это Пушкин где-то или сам сочинил :)

 

 

Ссылка только для пользователей :itwasntme: ,если регистрироваться- допустят к библиотеке?

 

Да. Но у меня полистать и незалогиненной получается... Там много всего интересного, кстати. Б-во материалов только для просмотра, но кое-что можно и скачать :) Например, книгу  "Совершенное воспитание детей" :bigsmile:

 

Главное не написала. Оля, какая ты умничка!

:4u:   Мне очень нравится наше с вами обсуждение. Вопросы, версии, ссылки :)

 

Спасибо! :flowers1:

 

Не за что :flowers1:

 

Мальчики = разум, девочки = сердце. Так?

 

Не знаю :) (я верю в лучшее в людях :playboy: ) Мне кажется, Андерсену был все-таки важнее человек, христианин, чем пол. В "Свинопасе", например, принцесса хотела искусственного, а принц был за естественность...

 

Надо бы больше сказок посмотреть его. :)

Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Кто в онлайне   0 пользователей, 3 анонимных, 3 гостя (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

×