Перейти к содержанию

Лидеры


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 26.01.2024 во всех областях

  1. 1 балл
    да, пардон. Просто писалось "дневник Ипполита", я не сразу уловила истинный смысл этого словосочетания. Насколько я помню, Петр Ильич боялся, что его дневник будет опубликован( если не ошибаюсь, первый он же даже уничтожил?) ИМХО, не имел Ипполит права опубликовывать дневник. А вы обратили внимание, что в книге про Ипполита практически вообще ничего нет? Если про Николая есть хоть немного в начале, после отправления на учебу...то про Ипполита вообще ничего....
  2. 1 балл
    Я как всегда, видимо у меня проблемы с обязательным чтением Гениальные люди все-таки другая каста. Умение свою способность к восприятию тонких материй жизни обратить в осязаемую реальность - для меня это чудо и другой мир. Всегда подспудно присутствовало ощущение, что Бог, подарив человеку талант и славу, взамен забирает что-то простое, человеческое, обыденное, но именно то, что приносит нам радость и теплые воспоминания. Слава так и не заменила отчаявшемуся Чайковскому чего-то, что он искал, но не находил и никак не мог понять, чего именно ему не хватало. Да и Бородин при всем его внешнем равновесии показался мне оторванным от жизни. Каким сложным был путь Чайковского.Я помню его задумчивый портрет в музыкальной школе и никак у меня в голове не соединялись воедино этот грустный мужчина и чарующая музыка "Щелкунчика" или "Лебединого озера". Небольшой рассказ о Бородине читала под его музыку и никак в моей голове не укладывалось, что этот грузный человек с бардаком в жизни и внутри себя был способен написать такую трогающую за душу мелодию. Мне понравилось, как подошла к книге автор. Интересно было узнать об этих великих людях через их собственные воспоминания и воспоминания их родных и близких
  3. 1 балл
    Дочитала давно,но все не плучалось написать... 1/Сначала об авторе,о Берберовой.Слышала разные отзывы и о ней,как личности, и о ее книгах.Биографии Чайковского и Бородина-первое знакомство с этим автором. Понравилось все:стиль,язык,глубокое проникновение во внутренний мир героев,особая деликатность. Я бы сказала,что Берберова создала не просто биографию в привычном понимании,но скорее биографию души-развитие духовно-душевного мира двух великих композиторов. "Жизненный путь" души. 2/Чайковский.Когда только-только закончила книгу,было неприятное впечатление о личности Петра Ильича.Почти такие же чувства,как Фрося описала.Но уже на следующий день "небо прояснилось" :) Нет,конечно,я не стала восхищаться им как личностью,но начала понимать все проявления отрицательных черт его характера.Мог ли он быть другим? Уже в раннем детстве необыкновенно чувствительный,ранимый и сверх впечатлительный ребенок. " Иногда, оставаясь с Фанни наедине, он объяснялся ей в любви; рыдая, однажды он объяснился в любви отцу; о матери он говорил, как о ком-то богоравном. Казалось, сердце его разрывается от каких-то мучительных и сладких чувств — восторга, жалости ..." "Это были попытки высказать свое недоумение, свое восхищение перед миром и его творцом, а главное — это была дань, которую он отдавал жажде себя высказать. Иногда она выливалась в страшных ночных слезах. Но это восхищение и мучительное желание его выявить, эти слезы давали пятилетнему ребенку какое-то странное счастье." И первое впечатление от музыки:"Он почувствовал слезы, тоску, счастье. Ему в это время не было еще пяти лет." Ничего подобного мы не находим в детстве Бородина.Там немного медлительный,любознательный и уравновешенный ребенок,окруженный любовью и пониманием. Маленького Петю тоже любят,но понимания его слишком нервной,слишком впечатлительной натуры у близких людей нет(может частично только Фанни).Слишком необычный ребенок для обычных родителей. А потом удар за ударом по неокрепшей детской душе:пансион и раставание с матерью(просто трагическая сцена);ему,такому "домашнему",так привязанному к своей семье,приходиться приспосабливаться и выживать в чуждой для себя среде;и новый удар-смерть маленького друга от скарлатины и огромное чувство собственной вины. И через время самый страшный удар-смерть мамы.Могли ли эти потрясения пройти бесследно для такой чувствительной натуры? А потом эта встреча с Апухтиным.И в таком трудном переходном возрасте.Здесь даже не первый сексуальный опыт важен,а то,что Апухтин оказался злым гением,растоптавшим идеалы,чувства,добрые представления в душе Петра и посеявший на их месте цинизм,нигилизм,еще большую неуверенность. "Его наивной вере в добро и справедливость, его нежности, чувствительности, жалости к себе и людям, тоске по матери, скрытой поэзии дневников и раздумий, Апухтин, которому тогда было, как и Чайковскому, 13 лет, противопоставил свой едкий ум, насмешку, демонические сомнения в том, что преподносилось временем, как истина; он явился, как соблазнитель, как старший; ему было многое знакомо, о чем Чайковский еще и не догадывался; он был зрел в суждениях и вкусах, способности его были исключительны, он был избалован семьей и всеми теми, с кем он встречался; он уже умел ненавидеть, презирать, мстить; он видел перед собой широкий путь к всероссийской славе и был уже знаменит. Все, что до сих пор было свято для Чайковского, понятие о Боге, отроческая любовь к ближним, уважение к старшим, — все это вдруг было осыпано насмешками, подвергнуто подозрительному анализу, поколеблено навеки с такой бесстыдной смелостью и пленительным своеобразием, что Чайковский почувствовал, что весь он, со всеми своими мыслями и чувствами, меняется у себя на глазах, — от одного утра до другого. Как будто почву вышибли у него из-под ног: в конце концов, незыблемого в мире не осталось ничего: все было расшатано Лелей, его язвительностью, его неверием, его пессимизмом." Мы все родом из детства.Пережитое и перечувствованное в детстве накладывает отпечаток на врожденные свойства психики,обуславливает дальнейшее развитие личности. Мог бы стать Чайковский другим,будь у него более понимающие родители,останься он в семейном любящем окружении получать домашнее образование,не столкнись он с "демоном" Лелей Апухтиным? Для мнея при чтении ясно чувствовалась жажда семьи,семейного уклада,жажда любви и ее страх,сильнейшее желание человеческого понимания,участия и бегство от них же.Подсознательный страх,обретя желаемое,вдруг потерять его и снова испытать мучительную боль. И мне кажется,корни всего были в тех детских душевных травмах.Они оставили рубцы,которые исказили все дальнейшее развитие души. 3/И еще одно.Тема религиозной веры,отношений с Богом.Берберова чуть-чуть касается ее.И мне кажется,это еще одна причина болезненного душевного состояния композитора( две первые - врожденная особенность нервной системы и детские травмы). Берберова пишет:"Он в Боге уверен не был. Он не умел Его искать. Найти Его ужасало сознание." И здесь все душевные терзания,страхи, смятение и неудовлетворенность взрослого Чайковского лучше всего объясняют слова св.Августина: "Ты создал нас для Себя,и мятется сердце наше пока не успокоится в Тебе." 3/Относительно Бородина я в целом согласна со всеми. Могу только возразить на это: Мне кажется,причина не в этом.Мной любимый и часто приводимый в пример А.Швейцер выкладывался намного больше и в более неблагоприятных условиях,но тем не менее прожил около 90 лет. Да и сам Бородин чувствовал себя еще достаточно полным сил и работоспособности. 4/Я очень рада,что выбрали эту книгу для чтения:наконец,открыла для себя Берберову и собираюсь продолжить с нею знакомство :),книга заставила вернуться в мир музыки и снова послушать разное-всякое. Единственный минус-ну очччень захотелось в театр,а возможности нет.
  4. 1 балл
    вот и мой отзыв Музыка имеет особое влияние на душу человека. Как мы знакомимся с композиторами классики? Только через их музыкальные творения. В отличие от авторов художественной литературы, о которых мы так часто знаем, о музыкантах нам ведомо немного. Естественно, я не пишу про студентов консерваторий и академий музыки - им известно больше. О Бородине. Он был открытием для меня. Обратилась к его произведениям, которые позабыла со школьной скамьи. Как личность и ученый-химик этот человек слегка удивил - своим отношением к своей жизни, к людям, к жене, к музыке. Жаль только его в момент странной неожиданной смерти. С точки зрения литературного произведения как новой формы, ни разу не встречавшейся ранее, а только у Берберовой Н.Н., для меня биография Бородина очень даже удачная. О Чайковском. После прочтения книги я могу сказать, что мое восприятие Чайковского, как талантливого русского композитора, очень-очень изменилось. Нет, у меня не появилось презрения и негативного отношения к нему из-за некоторых порочащих его фактов личной жизни. Именно для меня знания его биографии словно разделила его талант и его самого. Ныне для меня Чайковский и его музыкальные произведения это совершенно 2 различные части не одного целого. Возможно потому как и сам Петр Ильич был сложной, но слабой, творческой, но несобранной, гениальной, но несчастной, одинокой, разделенной, мучавшейся, не находившей саму себя личностью... А может именно такие талантливые люди не могут быть иными? Им тесно в обыденной жизни, нет выхода порыву творчества...а музыка - крик от безысходности...и так больно рождается она в душе одинокого страдающего человека.
×