Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 День 1 Из Таиладна в Кампучию Завтрак в отеле (мы еще на Ко Чанге) начинался с 7.30, а за нами в 7.15 уже должен был заехать автобус в Сиемриап (тут минибас забирает из отелей). Нас обещали накормить тостами с кофе (почему-то никак не чаем), но и это пришлось долго объяснять (была там одна хамоватая дама, все говорила, стоя на кухне еще с двумя дамами, что у нее нет сейчас людей, чтобы нас кормить). Зато одна из этих дам, глубоко беременная, быстро сделала нам бутеры с кофе. Для меня все это очень важно, ибо если я в течение получаса после подъема не выпью чая (на безрыбье и кофе сойдет), то мне становится так фигово, что могу свалиться в обморок. Минибас, на удивление, не опоздал, а по дороге до порта (это минут 20 – 30) мне стало плохо так, что увидевшая меня «большая шведская семья» предложила нам место впереди минибаса. Я сначала отказалась, но на второе предложение согласилась (и слава Богу, иначе не знаю как бы я доехала). Выгружаемся, ждем паром… Вот он Прощальные фотографии острова Паром, вид сверху… Смотрю внимательнее, и понимаю, что мир сошел с ума. Птицы переплывают море на пароме Машинка на пароме Около границы нас сгрузили в какой-то отель, где мы оформляли визу. Руководила процессом оформления виз дама в черной майке с надписью золотыми буквами «Spy who loves me». Камбоджийская виза стоит 20 баксов, а с нас хотели 1300 батов, т.е. 37 зеленых рублей! Это первое и единственное местное обдиралово, которое нас постигло (правда соточку мы все-таки скинули, тут и за визы торговаться можно, оказывается). Уже на границе мы поняли причины такого оформления – там такой бардак, что это хоть какое-то убыстрение процесса. Метров за 500 до паспортного контроля нас выгрузили с вещами и предложили пешком переться через таможни и паспортные контроли. Причем все шмотье надо нести через плечо, ничего в карманах, ибо воруют. (хорошее начало) Весь этот переход надо проделать через огромный пограничный рынок. Провожал нас Таиланд плакатом примерно такого содержания «Ежели вы покидаете Королевство Таиланда, то мы больше не несем ответственности ни за вашу жизнь, ни за собственность» (воодушевляюще) Между тайской и кхмерской границей расположено немало огроменных казино, запрещенных в Тае и разрешенных в Камбо. Азартные тайцы играют только пересекая границу. Переход между границами тоже надо проделать пешком с вещами. Камбоджийская же граница встречала плакатом примерно такого содержания: «А давайте не будем сексуально эксплуатировать детей». Ну что ж, мы согласны. Заполняем еще какие-то бумажки и въезжаем. На границе все тот же рынок, только уже принимают любую валюту – хоть доллары, хоть баты, да вообще, лишь бы деньги были. Ждем остальных на лавочке (все это время с нами был сопровождающий). Порадовали в ларьке сигареты с названием «Alain Delon». Стоимость 1 доллар. Позже выяснится, что это здесь универсальная валюта (не доллар, а именно 1 доллар – столько стоит для туристов кокос, ананас, поезка на тук-туке, сидение в интернете, сколько бы мы не просидели… Для местных-то подешевле будет, на самом деле 2 разделанных ананаса – доллар). На сигаретах тут, в отличие от Тая, не печатают черных легких и прочих отворачивающих от курения картинок и назиданий. Местные деньги (риели) увидишь, только если надо дать сдачу меньше доллара (курс 1$ = 4000 риелей, хотя обменником мы тут ни разу не воспользовались за ненадобностью). Движение из левостороннего (и откуда в Таиланде эта гадость?), которое мне постоянно казалось опаснее нашинского, сменилось на правосторонне… Нас сгрузили в другой автобус и повезли на что-то вроде нового вокзала, похожего на большой ангар. Здесь надо было ожидать свой минибас или можно было взять такси. На автобусе поездка до Сиемриапа (блин, всю жизнь произносила СиемпиЕп, а оказалось и это не правильно!) занимала от 5 до 6 часов, а на машине всего 3 часа. Уже оплаченный минибас мы ждать отказались и для экономии сил и времени сели в такси. С нами еще была одна приятная американка. Я собралась было сесть вперед, а водила запротестовал – он хотел еще четвертого пассажира брать по дороге! За место впереди пришлось раскошелится еще на 7 баксов (немалые по кхмерским меркам деньги). Отъехав метров 200, ответив на телефонный звонок наш водила неторопясь развернулся (хотя по встречке ехала на немалой скорости машина, которой пришлось оттормаживаться) и вернулся обратно в ангар, где кхмерский сопровождающий еще раз опросил нас, согласны ли мы заплатить 1000 бат за эту поездку за двоих, получил от нас очередной утвердительный ответ и бумажку в 100 бат от нашего водителя. Через пару километров дороги не стало, т.е. дорога просто стала тем местом, где мы собираемся проехать. Выбоин было гораздо больше, чем ровного покрытия. Да и вообще покрытие – большая редкость. Роль разделительной полосы выполняли закопанные в гальку через определенное расстояние огрызки розовых полиэтиленовых пакетов. Но везде присутствуют следы ремонтных работ, так что, иншаллах, года через два там с этим будет все отлично. Ибо все на благо туризма. По дороге было странное ощущение – страна много беднее Тая, а коровы жирнее и особняки вдоль дороги краше. Один забор меня вообще удивил – на каждом столбике фигурка цапли сантиметров 40 в высоту, и каждая в своей позе. Потом-то мы разное тут видели, а вот по дороге как-то все красиво и основательно. Только вот небо было такого странного цвета, как будто на него краску пожалели. В город мы въехали еще засветло, по дороге из аэропорта (мы его проезжали) куча дорогущих отелей. Очень много надписей по-китайски и по-корейски. Пока искали отель, стемнело (водила, видно, не местный). У американки был даже адрес, написанный по-кхмерски, но это не помогло нашему водиле, хоть он и опрашивал местных. Крутились так мы около часа, наш отель нашли первым, уж как там добралась американка – не знаю, но удачи мы ей пожелали. Кстати, спутнику моему в дороге она долго рассказывала, что от усталости ей помогают шерстяные браслеты с какой-то пластиковой пимпочкой… Отель этот мы забронировали из Тая через один буржуйский сайт, которым обычно пользуемся, однако, по приезду обнаружили отсутствие брони, а также извинения от сайта в почте, что местов нема (и это уже после подтверждения бронирования и даже оплаты!) Ну да места тут нам нашли, причем было два номера – помоднее у ресторана и попроще у бассейна с садиком. Мы выбрали у бассейна, через 2 дня правда пришлось переехать в более дорогой (т.к. этот был забронирован уже). Ну, видать, судьба у нас переезжать в эту поездку. А также судьба выбирать отличные отели за разумную денежку практически случайно. Номер я пофоткала, сам отель утром будет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 Отужинать мы (вернее, я) решили в ресторане отеля, ибо весь день ничего не ела в связи с плохой переносимостью поездки. Тут обнаружилась другая универсальная цена – горячее блюдо, сложный салат, десерт, бокал хорошего вина или коктейль обычно стоят 4,5 доллара. Цены в меню все в тех же зеленых рублях. То есть в ресторанах еда заметно дороже тайской, хотя жизнь в стране много дешевле. Кхмерская кухня меня сразу покорила своей неостротой, и тут был (о, чудо!) нормальный зеленый чай! С жасмином! В чайнике! А не из пакетиков, как в Тае. А еще традиционно вместо тарелок тут используются пальмовые листья, скрепленные деревянными палочками (листы моют, я видела!) Центр города был в двух шагах, мы прогулялись, купили книженцию об Ангкоре (на книги универсальная цена 5 долларов). Продажей занималась под присмотром матери девица лет 9, с которой разговариваешь как со взрослым человеком. Знаете, иногда так показывают в фильмах, когда взрослые говорят с детьми на равных, а в реальности так обычно не бывает. А в Камбодже бывает. Часто. Спутник мой пытался с ней пошутить, начал медленно вытаскивать денежку из кошелька и медленно ее протягивать (в надежде, что она сама руку протянет). А она скрестила руки на груди и спрашивает: «Мистер, что вы делаете?». Она сразу поняла, что с ней пытаются поиграть в "А ну-ка отними" и не поддалась на провокацию. В Камбодже продается немало картин, и они много интереснее тайских, преимущественно сделанных с фотографий. Это чувствуется, это просто копии, в них нет не только души, в них нет нечего. Производство сувениров не обходится без всяческих иностранных организаций, например, на каждой открытке написано, семье какого художника (обычно инвалида) вы помогаете, покупая ее. А инвалидов тут немало, называют они себя (и их называют) «жертвы мин». Но об это позже… Камбоджа является одной из наиболее «заминированных» стран мира. За три десятилетия войны и гражданского конфликта на территории этой страны осталось разбросано несколько миллионов мин. Противоборствующие стороны «красные кхмеры» с одной стороны, и войска Вьетнама и союзные ему кампучийские войска с другой стороны широко использовали как старые запасы мин так и новые, как, например, из Китая, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Таиланда. Самые известные модели — советские ПМН, ПМН-2, болгарская ПСМ-1, китайские Т-72 и Т-58, американские образцы и их копии (MN-79, MD-82B). С 1979 года более 57 000 камбоджийцев подверглись ампутации конечностей. В Камбодже мне почему-то сразу понравилось. Я почувствовала, что я нахожусь в стране с НАСЛЕДИЕМ. Это чувствуется. Но про наследие завтра… А еще, посмотрите, как выглядит название Камбоджи по-кхмерски Это же музыка! Кхмерский язык – один из крупнейших австроазиатских языков. Через буддизм и индуизм на него оказали влияние санскрит и пали. Кхмерский отличается от окружающих его языков (тайского, лаосского и вьетнамского) тем, что он не является тоновым языком. Использует письменность на основе кхмерского алфавита (более пузатую и интересную по сравнению с тайской). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 (изменено) День 2 Вчера вечером мы спросили, во сколько открывается Ангкор. Получили ответ, что в 4 утра. Да, рановато тут народ работать начинает. Завтрак с 6 утра. Машину на день мы заказали на 7. Билет покупается один на все храмы в округе 30 км от города. Хочешь на день, хочешь на три, а можно и на неделю. Но не дешево. Билет модный, с фотографией. Начать мы решились с Ангкор-Вата (и не ошиблись) Надпись на будочке при входе на нескольких языках гласила: «Let’s learn and understand about the mind and the skill of Angkor period. Let’s work hard and safety carefully, good teamwork, tidy and honestly». Храм Ангкор-ват (букв. "город-храм"), построенный во времена короля Сурьявармана II (1112-1152 гг.) и посвященный индуистскому богу Вишну, - самая большая культовая постройка в мире (площадь около 2 кв. км.). Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен - одна в центре и четыре по краям. Центральная башня возвышается над землей на 65 м. и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира. Вдоль каждого из трёх уровней проходят галереи. Галереи первого уровня, общая длина которых приблизительно 800 м, украшены барельефами высотой 2 м, изображающими различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Галереи второго уровня украшены скульптурными изображениями танцовщиц, общее количество которых около двух тысяч. Ангкор-Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, по которой и проходят в Ангкор-Ват. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра. Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас, хотя храм перестал функционировать в 15 в. Входит в архитектурный комплекс Ангкор. Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО. Сегодня является одной из главных туристических достопримечательностей Камбоджи. Храм Ангкор-Ват является национальной гордостью и изображается на флаге Камбоджии с 1863 года Освещение в это время дня тут приотвратное – что бы ты не фотографировал, солнце так и лезет в объектив. Общий вид мне так и не удалось толком тогда сделать, вот пара вечерних фотографий (тоже не айс). Макет храма Аэрофотосъемка (не моя, естественно) Тут хорошо виден ров с водой 190-метровой ширины Нага Наги, в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или нескольскими человеческими головами, дети Кадру, жены мудреца Кашьяпы. Наги постоянно враждовали с птицами и их царем Гарудой, рожденным другой женой Кашьяпы — Винатой. Наги являлись владыками подземного мира — паталы, где находилась их столица Бхогавати и где они стерегли несметные сокровища земли. Нагов почитали как мудрецов и магов, способных оживлять мертвых и менять свое обличье. Наги, приняв человеческий облик, жили среди людей, причем их женщины, нагини, славящиеся своей красотой, нередко становились женами смертных царей и героев. Среди царей нагов наиболее известен тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю. Один из мифов повествует, как наги получили бессмертие, отведав амриты, и почему их языки раздвоились — им пришлось слизывать амриту с острых травинок куши. Первый ярус Уже при входе нас встречали танцующие апсары Апсары (википедия уверяет, что ударение на первый слог; санскр. «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. В ведической мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок. Также, по преданиям, апсары ублажают павших героев в раю Индры. Происхождение апсар в разных источниках описывается различно. В «Рамаяне» упоминается, что апсары возникли при пахтании океана богами и асурами, ни те, ни другие не захотели брать их в жёны, и они стали принадлежать всем. По другим легендам наиболее знаменитых апсар (таких как Менака, Урваши, Тилоттама и др.) создал Брахма, а остальные были дочерьми Дакши. Число апсар колеблется по различным данным от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения асуров или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам. Почти в каждом храме хоть какая-нибудь религиозная жизнь, да присутствует. Вид от первого яруса (входа в храм) на длинный подход к нему (как утверждают, отражающий религиозные представления о постепенном постижении и приближении в Богу) Надписи внутри И прадедушки-вандалы Это уже внутри Монахи здесь на экскурсии, с фотоаппаратами Даже не знаю, что выбрать – фотографии жутчайшего качества. Попробую просто что-то, дающее общее представление Балясины на окнах Какой это материал, как вы думаете? Тут, похоже, что-то про царя обезьян… (ну вы не обращайте внимание на одинаковые фотографии, это я там кругами ходил, ибо сначала потерялся, а потом заблудился) Работа реставраторов Пол в дырочку Украшение над дверью Статуи обычно без головы, так как завоеватели верили, что обезглавливание лишает богов силы… Кстати, отличие кхмерского искусства от индийского – широкое распространение круглой скульптуры. Очень любят фотографировать современных танцовщиц на фоне сего храма (ну и шоу всяческие проводятся, за бешенные, к слову, деньги) Ни на одно представление мы так и не попали, зато я приобрела диск с кхмерской свадебной музыкой… Вот теперь вдохновляюсь при написании отчета… Изменено 17 октября, 2010 пользователем Nayada Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 Ангкор – хоть и вершина кхмерской архитектуры, однако основная ценность его – это барельефы на галереи первого уровня, общая длина которых около 800 м. Изображают они различные сцены из мифологии и жизни древних кхмеров. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 Это уже барельефы другой стороны, заметно отличаются… Галерея внутри Перетягивание нага Общий вид Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 17 октября, 2010 Вид из галереи на малюсенький барайчик Барай — искусственный водоем культуры кхмеров. В переводе с кхмерского — рукотворное «водохранилище». Барай - рукотворный резервуар, обнесённый дамбами, практичность которых сочеталась с искупительной символикой: распределение воды монархом гарантировало продолжение жизни на земле (Кхмерской) и подтверждало саму божественную сущность правителя, который отожествлялся с Индрой. Во время упадка Кхмерской империи - институт монархии погибал, а за ним и организованная им система, часть работы которой составляло поддерживать бараи. Бареи переставали чистить, они заболачивались, вода становилась не пригодна для питья, а из-за отсутствия протока - размножения в водах бареев малярийных комаров. Барай имеет сакральное значение: если весь храмовый комплекс — модель Вселенной в центре с горой Меру, то водохранилища окружающие храм (бараи) — олицетворение вселенского Океана. В то же время они несли прямое ирригационное назначение. Барай Индрататака - один из первых образцов гидротехнических сооружений кхмеров. Самые большие бараи расположены близ Ангкора — Восточный и Западный Барай — имеют прямоугольные формы размером 8x2,4 и 7,5x1,8 километров соответственно. Восточный Барай был предположительно 3 метра глубиной и вмещал 37,2 миллионов кубометров воды. Выходим С Ангкор-Ватом всё! Двигаем к другим храмам! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 18 октября, 2010 Теперь перенесемся немного позднее… Ангкор-Тхом (букв. «великая столица»), столица Кхмерской Империи в XII — 1-й пол. XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры. Комплекс Ангкор-Тхом входит в комплекс Ангкор и включает: Байон, Слоновая терраса, Прасат Суор Прат, Терраса Прокажённого короля, Кхабанг, царский дворец. Подходим к воротам города Тут я поняла, почему в Тае кокосы там безжалостно обрубали со всех сторон – держать в руках неочищенный кокос – это как пить из арбуза на ходу… Перетягивают все того же нага Ну чем не Подмосковье? Через эти ворота до сих пор ездят машины… Слонов видите? А хрюшек? Подходим к Байону (не менее знаменитому, чем Ангкор-Ват) Байон — храмовый комплекс в центре Ангкор Тома, построен в честь Джаявармана VII. Храм имеет три уровня и его окружают три стены. Основная часть декора храма — изображение бытовой и повседневной жизни кхмеров. Есть также глухая стена высотой в 4,5 метра на которой изображены сцены победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап. Вообще этот храм – отражение новой идеологии, необходимой после времени смут и завоеваний. В это время буддизм стал господствующей религией в сочетании с культом короля-бога. В 1933 году в скважине фундамента нашли статую Будды, в чертах лица которого было внешние сходство с Джаяварманом VII и которая во время брахманисткой реставрации (сразу после смерти Джаявармана VII) была осквернена. Она была отреставрирована и установлена на террасе в к востоку от южного Кхлеанга. Сейчас реставрируют японцы. Тут был лев Лингам у меня только в дымке получился… Со всех сторон на вас смотрит вроде бог, а вроде царь… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 18 октября, 2010 Ну, с Байоном всё… а продолжение неизменно следует... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Храм Бапхуон, расположенный в 200 м на северо-запад от Байона, был построен в середине XI века, ещё до постройки самого Ангкор-Тома. В те времена здесь находился самый центр города. (кстати, читая что-то в кхмерском варианте, будьте уверены, что английское сочетание «ph» должно произноситься как «пх», и никаких «ф»!) Кхмерский храм без воды – не храм… Опять вверх… Вот уж действительно, дорога к храму… Комплекс огромный, обходим вокруг… И видим огромного лежащего Будду, сделанного монахами в 16 веке… Идем дальше… Тут стоит отметить, что и в оформлении «парка» постарались – под многими деревьями надписи с их латинскими названиями… Паучок Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Азалия 158 Опубликовано 21 октября, 2010 Аня, фото великолепные! Ставлю Камбоджу в очередь мест, куда хочется попасть. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Пхимеанакас (фонетически более точно - Пхимиенаках, «Божественный (небесный) храм») — индуистский храм в Ангкор-Тхоме. Чжоу Дагуань (китайский посол двора монгольской династии Юань, был послан с посольской миссией в Камбоджу Тимуром, унаследовавшим империю от её основателя Хубилая, известного своими посольствами. Прибыл в Камбоджу в августе 1296 года и отбыл из неё в июне 1297 года. Оставил несколько документов о своём путешествии, в том числе «Записки об обычаях Камбоджи», в которых он описывает повседневную жизнь кхмерского двора, историю престолонаследия, и ведёт описательную историю всего того, что видит и что привлекает его внимание) так вот он писал, что этот храм сделан из золота, так же, упоминал, что каждую ночь король совокуплялся в нём с нагой. Храм построен в конце X в. в правление Раджендравармана II (944—967) на территории, обнесённой дворцовыми стенами примерно 245х600 метров с входом-гопуру. Затем он был перестроен Сурьяварманом II в виде трёхъярусной пирамиды, как индуистский храм. Никаких следов от жилых помещений здесь не осталось, так как они были сделаны из недолговечных материалов. Маленький прямоугольный храм с основанием 34,5х27,6 метра и высотой 11,7 метра частично сложен из песчаниковых блоков, построен на 3-х ярусной латеритовой пирамиде, увенчаной единственным прасатом, предположительно, что купол храма был позолочен (в традиции монов). Галерея, с настоящими и ложными окнами, окружающая последнюю террасу, стала первой в своём роде, построенной целиком из песчаника, включая крышу из 3-х рядов выступающих камней с завершающим рядом над ними. Арки в виде колоколов имитируют черепицу. Вверх надо карабкаться… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Остатки королевского дворца (построен в 10 веке, перестроен в 12 – 13 вв.) А напротив терраса… Это Терраса Слонов! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Терраса тысячи красавиц Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Надо сказать, что жара в Камбодже переносилась очень фигово. Она не сравнима с арабской, тут просто не можешь двигать ногами-руками. Тенька нет. Около тех мест, что ты фотографируешь, нет вообще. Моей косыночки явно мало. Время приближается в 13.00, и водила везет нас обедать… Живность в туалете ресторана (позже выяснилось, что очень ядовитая и местные ее страшно боятся) Местное творчество Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Послеобеденный поход мы начали с храма Та Прохм (по-английски – Ta Prohm, поэтому многие произносят и пишут, в том числе на турсайтах, «Та Пром», но это неправильно!) Та Прохм (Та Прум, «предок Брахмы») — храм в Ангкоре, построен Джаяварманом VII в честь своей матери, которую он отождествлял с Праджняпарамитой (матерью всех будд и богиней «совершенной Мудрости»). занимает площадь 180 акров. Освящён был лично Джаяварманом VII в 1186 году. Из надписи, хранящийся в Бюро консервации памятников Ангкора: «На территории храма проживало 12 640 человек, в нём служило 18 верховных жрецов, 2 740 священнослужителей, 2 232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3 140 деревень (пхум), с населением в 79 365 человек и 102 больницы». Храмовый комплекс состоял из 39 прасатов, 566 каменных и 288 кирпичных сооружений, которых помещалось 260 статуй богов, помимо изваяний матери Джаявармана. Храм был умышленно оставлен на милость джунглям. Сейчас не расчищается, ибо корни и деревья, хоть и разрушают стены, но именно они и поддерживают строение. Да и как можно убрать такую красоту? Дорога к храму… Так и не удалось мне там ни одно дерево сфотографировать целиком – только в два захода. Время подходило к 14 и мы услышали странный звук, как будто непрерывно водили железкой по стеклу, только в промышленных масштабах. Звук не прекращался, как будто резали огроменное стекло. Оказалось, это что-то вроде местных цикад. Находится-то в таком шуме можно, но вот уснуть точно не получится. Подходим к храму Каково? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Столь любимые кхмерскими архитекторами ложные двери… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Далее водила отвез нас к Та Кео. Та Кео — храм-гора, центр новой столицы — Джаендранагари (санскрит. город Индры-завоевателя). Его строительство начал Джаяварман V, но оно так никогда и не было закончено. Строительство храма-горы Та Кео началось в 975 году. К нему вела аллея для шествий меж двумя рядами коллон. Он состоял из: громадной прямоугольной латеритовой пирамиды, полностью одетой в песчаник и являющийся не только из самых эффектных в своём роде, но и самым первым храмом-горой, полностью построенным из песчаника. На 1-ом уровне, на высоком цоколе, размещена ограда 120х105 метров и глухая стена с осевыми гопурами, главная из которых обращена на восток. 2-м прямоугольным зданиям предшествуют портики, параллельные восточной стене. 2-ой уровень поднимаеться на высоту 5,6 метра. На нём расположена сплошная галерея, 79х73 метра, с ложным кирпичным ступенчатым сводом, забранными колонками, глухими окнами, с внешней стороны открытыми колонками, с наружной стороны. Гопуры встроены в стены угловыми башнями. В галерею, образованную более древними прямоугольными зданиями войти нельзя. Внутри ограды 2 прямоугольных строения «библиотеки», вдоль восточной стены, фланкирующие подъездную дорогу. Чтобы для этих зданий хватило место, восточною сторону террасы сделали шире остальных. «Библиотеки» имею своеобразную. примечательную форму: внутри них всего 1 комната, но снаружи, благораря 2-ум опущенным полуцилиндрическим сводам, опирающиеся на стены по периметру, образуют подобие нефа и двух пределов. Пирамида, отодвинута к западу, имеет 3 террасы с обломами длиной 60 метров у основания и 46 метрами у вершины, высотой почти 14 метров. Башни расположены в шахматном порядке, с доминированием центральной, сделаной полностью из граувакки (очень твёрдый песчанник с содержанием полевого шпата). Прасат имеет крестообразную в плане форму, цели предшествуют 4 портика. В центральной башни, стоящей на 2-ом крестообразном цоколе, 4 вестебюля, отделяют целлу от портиков. Крыша их 4-х постепенно уменьшающихся ярусов, возвышающихся на 44,5 метра над уровнем земли (в незаконченном виде). Как полагают исследователи, работы могли быть начаты и продолжаны при приемнике Джаявармана V. Некоторые специалисты приписывают начатые работы последнему правителю. Строительство северного Кхлеанга приписывают Джаявираварману, так как в нем обнаружены записи об этом правители, но самого назначения здания они не поясняют. Северный Кхлеанг — прямоугольное строение, длиной 40 метров, шириной 4,5 метра, со стенами из песчаника 1,5 метра шириной, открытыми с обеих сторон. Некоторые помещения выдавались в сторону примыкающего двора, окружённого латеритовой стеной, их считали ранее кладовыми, что и указывает название Кхлеанга. Когда я увидела все эти ступени… Я всерьез пару секунд думала, ползти ли наверх… Но только пару секунд… К слову, ступени всех храмов там довольно специфические – высокие и узкие, видать, что раз уж лезешь к богу, то надобно поднапрячься немного… Ну или у кхмерцев 25-ый размер ноги (если такое есть). Кто-то из местных богов послал нам на помощь девочку, продающую бумажные браслеты. Знаете, здесь делают браслеты, как мы в детстве из скрученной в бусину яркой полоски из журнала, сужающейся с одной стороны. Помните? Так вот, тут их делают довольно красивыми, я даже сначала не поняла из чего, пока детство не вспомнила. Сначала вам предлагают один браслет за доллар, потом дело доходит до восьми за все тот же доллар. Т.е. цену не снижают, а увеличивают количество браслетов. Как я уже писала, доллар тут – валюта универсальная. Так вот девица лет девяти с браслетами на подносе решила нас сопровождать (в надежде впарить нам эти браслеты) и показывать более удобные подъемы. Девица была очень живая и понятливая, постоянно смеялась, бегала с моим спутником по этим жутким ступеням наперегонки (вверх он выиграл, ну а уж вниз одна была вне конкуренции). Браслеты мы так и не купили, очень уж не хотелось, чтобы она в будущем использовала свое очарование для коммерции. Вообще, почему вокруг так много детей? Почему они не в школе?.. Вот эта красотка А храм и правда огромный Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 После мы посетили еще два маленьких храма, расположенные друг напротив друга. Тхомманон – прасат, постройка которого приписывается ко времени правления Сурьявармана II. Удивительно целостный храм был восстановлен Бернаром-Филиппом Гролье методом анастилоза в 60-х годах XX века. В больших храмах вся эта красотища немного теряется… Не подумайте, что на дереве гнездо – это тоже паразиты Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Храмик напротив – Чау Сай Тевода — индуистский храм, который был построен Сурьяварманом II во время расцвета Кхмерской империи. Когда-то имел свой собственный барей. Состоит из двух прямоугольных «библиотек», в северо- и юго-восточных углах святилища: Прасат с тремя портиками и четвёртым, преобразованным в вестибюль, павильоном и гопурой с восточной стороны. Реконструкцию проводят товарищи китайцы. И тут разводилово – купите благовония и т.п. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Мы решили, что храмов на сегодня явно хватит, и сказали водиле двигать к отелю. Выезжали мы мимо прикормленных (я бы даже сказала закормленных) обезьянок. Пойду разберусь… Уф, даже не верится, что всё это за один день! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 21 октября, 2010 Чтоб уж день был совсем бесконечным, покажу немного наш отель :) Отель стоит около реки Вход Не подумайте, что отель называется Бофа. Бопха он. Ресторан при входе Наша веранда Вазочка на ресепшене (тут зачем-то вечером так складывают лотосы, а к утру они распускаются…) Веранда номера, в который мы переехали через два дня… Напротив изба-читальня Вернулись в отель мы с храмов не поздно, еще 17 не было. У меня было только одно желание – нырнуть в бассейн, что я и сделала. Вокруг него на лежачках все читали про Ангкор. Один дяденька, весом килограмм в 130, со всей дури прыгнул около меня в бассейн (там глубина всего 1,20 м), ну вы понимаете, что в воде были все вокруг, а он даже ничего не понял. Если честно, вечер того дня я помню смутно, вроде бы ходили в город, но на ужин уже точно сил не было… Спать… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Фрося 11 527 Опубликовано 21 октября, 2010 Фантастические сплетения деревьев и храмов Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butterfly 166 Опубликовано 2 ноября, 2010 Наяда спасибо за истересный рассказ, слов нет, тут грех и не заболеть )))),,, и я хочу в Камбоджа, хочу понюхать запах старины, запах тех камней, тех деревьев что сплоченных с зданиями! одни эмоции!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 3 ноября, 2010 День 3. 07.01.2009 г. Второй день храмового осмотра мы начали с дальнего храма Бантеай Срей. Бантеай Срей (букв. «Цитадель Женщины») — храмовый комплекс, посвященный индуистскому богу Шиве. Построен в правление Раджендравармана II, точная дата окончания строительства — 967 год. Раджендраварман II строил комплекс, учитывая все каноны индуисткой архитектуры: главный храм имитирует ряд прасатов, выстроенных на одной платформе. Т.е., в отличие от просмотренных ранее, этот храм горизонтальный. Был обнаружен французами в 1914 году. Приобрёл известность спустя десять лет, сразу после того, как писатель и авантюрист Андре Мальро попытался похитить статуи 4-х апсар. Храм был восстановлен методом анастилоза Анри Маршалом в 1931—1936 годах. Это наиболее хорошо сохранившийся храмовый комплекс на всей территории Камбоджи. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 3 ноября, 2010 Обезьянки новенькие. Старенькие в музее Пномпеня. Ну нигде не дают покоя… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 3 ноября, 2010 Знаменитая легенда о раскачивании горы Раваной Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 3 ноября, 2010 Ложные двери Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 3 ноября, 2010 Как вам? Нам очень понравился! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 4 ноября, 2010 Смотреть Бантеай Срей было тем более приятно, ведь около него постоянно звучала кхмерская народная музыка. Живая. Исполнял ее ансамбль, который обычно имеет только одно название – «Жертвы мин». Камбоджа является одной из наиболее «заминированных» стран мира. За три десятилетия войны и гражданского конфликта на территории этой страны осталось разбросано несколько миллионов мин. Противоборствующие стороны «красные кхмеры» с одной стороны, и войска Вьетнама и союзные ему кампучийские войска с другой стороны широко использовали как старые запасы мин, так и новые, как, например, из Китая, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Таиланда. Самые известные модели — советские ПМН, ПМН-2, болгарская ПСМ-1, китайские Т-72 и Т-58, американские образцы и их копии (MN-79, MD-82B). С 1979 года более 57 000 камбоджийцев подверглись ампутации конечностей. Среди них немало детей. По дороге в храм мы проезжали Музей мин, ну и на обратном пути решили туда заехать. Там показаны варианты расположения противопехотных мин – на земле и на деревьях Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 4 ноября, 2010 Но основная часть экспозиции – это фотографии. И «красных кхмеров», и правительственных войск, и вьетнамцев… всех… Наглядные пособия Эта фотография – своеобразная визитная карточка музея и школы при нем… Уж не знаю, чье это творчество… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 4 ноября, 2010 А это основатель музей, похоже, симпатизирующий "красным кхмерам", так как они часто называются освободителями в войне с Вьетнамом… Как-то так… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
pupa 749 Опубликовано 8 ноября, 2010 Спасибо большое за увлекательный рассказ и великолепные фотки ! Какой это материал, как вы думаете? не знаю , какой ? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 8 ноября, 2010 не знаю , какой ? песчаник :) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 8 ноября, 2010 Продолжаем разговор :) Дальше был Бантеай Самре По одной версии храм был построен во времена Сурьявармана II, возможно, одним из его приближенных. Другие относят постройку ко времени правления его преемника Яшовармана II. После Ангкор-Вата, это, пожалуй, самое знаковое сооружение того периода. Как видно, храм ориентирован горизонтально, идея постепенного возвышения при подхоже к храму носит тут только символический характер, но зато остается идея постепенного постижения храма и бога (когда за новыми воротами открываются все новые ярусы). Фотки оттуда самые неполучившиеся (это не я, это солнце), хотя храм очень недурен… Выставлю что есть… Живность на балясинах Если в конце первого дня я начинала думать, что у меня в голове уже все шмешалось и дома на фотошрафиях я не смогу опознать где заканчивается один храм и начинается второй, то к середине второго дня все как-то встало на свои места, я поняла, насколько эти храмы все равные, чем отличаются друг от друга… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 8 ноября, 2010 Недремлющие наги А вот ради этой фотографии я рисковала жизнью… выставляю ее только поэтому… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Nayada 23 649 Опубликовано 8 ноября, 2010 Попы там у львов отменные… Сельские пейзажи по дороге Наверное, пора завязывать с храмами… Для вас-то они уже точно на одно лицо все… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
pupa 749 Опубликовано 8 ноября, 2010 песчаник :) ну надо же ! я бы не догадалась ни за что ! Еще очень понравились тарелочки из листов, очень оригинально ! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты