Перейти к содержанию
momo

Школьная программа по литературе

Рекомендуемые сообщения

говорю о украинской школе, благо, практики было достаточно1

упор на нац литературу? - не... раньше это было.. теперь нет, наоборот, приобщают детей читать произведения в оригинале на уроках зар лит. - я в школе учила русский и анг как иностранный - и русскую лит ТОЛЬКО в оригинале учили и читали, хотя переводов хватает, анг - адаптированную читали, пытались, на сколько на язык позволял

и именно в школе я научилась ценить и читать литературу на языке оригинала

полностью согласна. и часов приблизительно одинаковое число. и зар.л-ра никак не уступает укр. тоже все до мелочей разбирается.

у меня в классе все тоже было - русскую л-ру на русском читали. А английскую на английском на отдельном предмете "литература Англии и США". у меня 3 предмета л-ры в старших классах было :) но это благодаря возможности выбрать специализацию класса.

у нас была то ли в 10 то ли в 11, закончила в 2004

сейчас это в инвариантной программе украинской школы по зар лит в 11 кл

в 11м "Мастер и Маргарита", я тоже в 2004 школу закончила.

к сожалению никого из моих знакомых школа к чтению не приобщила. В основном все закладывалось раньше - в семье

это так грустно. наверное, все от учителя зависит. помню была в средних классах ужаснейшая учительница по зар.л-ре, никакого интереса к произведениям не вызывала, заинтересовать не могла. уроки ее были в тягость. потом в старшиз классах наконец-то ее сменили замечательной преподавательницей. Вот ее уроки и уроки усительницы укр.л-ры оставили замечательные воспоминания о школьной программе и любовь к классике. детская привычка читать обязана потпитываться хорошим учителем.

Но,если посмотреть,сколько человек из класса идут на фил.фак?? Нас с параллели двое пошли. Так ради них стОит ли всех учеников терзать всеми этими "синекдохами" и прочими "оксюморонами"?! Это и гуманитарию-то очень непросто все,а уж остальным и подавно! и так читать дети не особо любят,а если еще пытаться их теорией грузить...

у хорошего учителя все получится интересно и ненавязчиво. даже если пару человек выбирут профессию филолога, то остальные останутся с хорошими качественными знаниями и интересом к л-ре. я за грамотное "мучение" школьников :) к тому же в Украине уже давно есть возможность выбрать специальзацию класса в старшей школе, т.е ученики сознательно идут в углубленное изучение определенных предметов.

мне кажется, благодаря повышенным требованиям выростают более грамотные и одаренные дети.

  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ничего не знаю: мы мучились с тангенсами и котангенсами, пусть и другие с оксюморонами мучаются :biggrin:

 

шикарная параллель!

give_heart.gifgive_heart.gifgive_heart.gif

вот я химию не понимала НИКОГДА! и не понимаю... но вес время пытались вдолбить что химия везде и всюду... и надо было учить(зубрить так и не научилась), с одной стороны жаль, ас другой хорошо что литературу под палкой не поучишь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

у меня в классе все тоже было - русскую л-ру на русском читали. А английскую на английском на отдельном предмете "литература Англии и США". у меня 3 предмета л-ры в старших классах было :) но это благодаря возможности выбрать специализацию класса.

 

 

я училась в обычной школе, но класс был с уклоном на язык, вот и давали нам чуть больше)

хотя... я с мелкими пробовала, где идет - нужно давать.

 

в 11м "Мастер и Маргарита", я тоже в 2004 школу закончила.

 

не спорю, я ушла учиться после 9, программа 10 и 11 слилась в единое целое

это так грустно. наверное, все от учителя зависит. помню была в средних классах ужаснейшая учительница по зар.л-ре, никакого интереса к произведениям не вызывала, заинтересовать не могла. уроки ее были в тягость. потом в старшиз классах наконец-то ее сменили замечательной преподавательницей. Вот ее уроки и уроки усительницы укр.л-ры оставили замечательные воспоминания о школьной программе и любовь к классике. детская привычка читать обязана потпитываться хорошим учителем.

меня еще очень сильно потрясали примеры и рассказы из личного опыта, пусть и выдуманные - почему лгать плохо, и каковы результаты лжи, о том как у одной учительницы был традиция покупать со стипендии книгу(тогда и я задумалась.. и начала покупать.... плавно перешло книга в месяц... а теперь и больше.. скоро домой уезжать, три раза книги отсылала уже... и снова полная этажерка....), и многие другие примеры!

вот по этому учителями должны работать те люди, кому, пардон, в кайф работать с детьми и учить, они могут быть строгими, лояльными.. разными, но дети чувствуют, будут любить и сам процесс будет нравится!

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Как то заметно мало было зарубежной литературы, особенно в старших классах

в старшних классах по программе ее вообще не было (и быть не могло, насколько я знаю)

наша учительница хотела читать этот курс в качестве дополнительного, но ей не дали, потому что у нас и так по количеству часов был полный передоз (по количеству домашнего задания, и того хуже. Помню, в 11 классе даже несколько раз мне мама читала и кратенько перессказывала мне произведение, пока я другие уроки делала).

 

 

В школьной программе мне очень нравился Достоевский, хотя я после прочтения его книг по-настоящему болела. "Братья Карамазовы" до сих пор так и не соберусь никак с духом прочитать, пока не чувствую в себе сил на такое мероприятие.

Гоголя зачитывала родителям, а потом и их друзьям, они все дружно пошли его перечитывать :)

"Войну и мир" не дочитала, по телевизору в это время шел фильм и я его специально не смотрела. Но смотрела мама, и я случайно узнала, что князь Андрей умрет. Расстроилась, и бросила читать :biggrin:

"Мастер и Маргарита" показалось слишком, хм, ширпотребным что ли произведением. Ну, по крайней мере очень слабым, по сравнению с тем же "Собачьим сердцем".

Чернышевский, на удивление, понравился. Что-то в этом во всем было. Нравился Островский, Тургенев.

И наводили вселенскую тоску Бунин и Набоков.

 

 

Категорически не согласна, что в 15 лет невозможно понять произведения школьной программы. Мне было все понятно.

Когда еще рассказывать людям о человеческих взаимоотношениях? В 40 что ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

к сожалению никого из моих знакомых школа к чтению не приобщила. В основном все закладывалось раньше - в семье

я до 15 лет не читала вообще (разве что из-под палки, просто позор для моей читающей семьи), потому Пушкин и Лермонтов в школе прошли практически мимо

а вот на Достоевском зависла (наверное, потому что учительница сменилась и мы "Преступление и наказание" 3(!) четверти изучали, успела все прочитать) и пошло-поехало :biggrin: Без книги себя сейчас очень с трудом представляю.

Изменено пользователем Nayada

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:) какие мы все разные. я в школе воснавном только поэзию и любила. Лермонтов-это вообще "мое все".до сих пор поэмы его наизусть помню,как я его обожала...

а читать начала вопреки:) бабушка лет к 11-и достала меня окончательно вечным бурчанием на тему "вот Алина ,твоя ...-юродная сестра уже и это ,и то прочитала". вот я назло и решила все родительскую библиотеку перечитать,чтоб только от меня отстали.и как-то оно меня так затянуло,до сих пор не отпускает :girl_claping::)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Категорически не согласна, что в 15 лет невозможно понять произведения школьной программы. Мне было все понятно.

Когда еще рассказывать людям о человеческих взаимоотношениях? В 40 что ли?

 

 

Да конечно пусть читают! но желательно - и перечитывают!! в более зрелом возрасте.

Мне в мои ...дцать лет тоже казалось,что я все понимаю - ну что тут вообще непонятного-то?:biggrin: Но перечитав многое,понимаю,что сколько еще ускользнуло от меня тогда!

Что обидно,так это то,что не ко времени прочитанное (потому что "надо по программе") произведение,потом кроме тоски вселенской может уже ничего и не вызвать. Таких примеров - мульен,к сожалению...

  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да конечно пусть читают! но желательно - и перечитывают!! в более зрелом возрасте.

Мне в мои ...дцать лет тоже казалось,что я все понимаю - ну что тут вообще непонятного-то?:biggrin:

Так если перечитать в 40, 60 лет, наверняка тоже что-то покажется раньше, в 30, ускользнувшим. Это вполне нормальная способность восприятия.

Однако все перечитывать просто невозможно, лучше уж хотя бы в школе пусть не полюбить, но получить представление о родной литературе.

 

 

Что обидно,так это то,что не ко времени прочитанное (потому что "надо по программе") произведение,потом кроме тоски вселенской может уже ничего и не вызвать.

Однако, как минимум, был получен навык чтения не самого легкого текста. Потому что после детективчиков через слог Достоевского можно просто не продраться.

 

 

Я не очень понимаю идею, вы предлагаете отменить/сократить литературу в школе? В школе-то почти все "потому что надо" и из-под палки...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я не очень понимаю идею, вы предлагаете отменить/сократить литературу в школе? В школе-то почти все "потому что надо" и из-под палки...

 

 

Боже упаси! куда еще сокращать... Я бы предложила "прекрасного преподавателя литературы в каждый класс!", но это,конечно,утопия:biggrin: А реальные мои "предложения" (кто бы их еще рассмотрел:biggrin: ) таковы: не заставлять обязательно читать текст из-под палки... Толку не будет.ИМХО.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Боже упаси! куда еще сокращать... Я бы предложила "прекрасного преподавателя литературы в каждый класс!", но это,конечно,утопия:biggrin: А реальные мои "предложения" (кто бы их еще рассмотрел:biggrin: ) таковы: не заставлять обязательно читать текст из-под палки... Толку не будет.ИМХО.

а что делать тогда? оценки пока еще никто не отменял.а многие выучились и стали "людьми" потому,что родители в свое время заставляли.у меня по литературе в большинстве своем были очень хорошие учителя и я их обожала.но это никак не сказывалось на моем отношении к Достоевскому. и мне даже трудно себе представить,что смогло бы заставить меня полюбить его:)

Изменено пользователем glen

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

:) какие мы все разные. я в школе воснавном только поэзию и любила. Лермонтов-это вообще "мое все".до сих пор поэмы его наизусть помню,как я его обожала...

 

а я их не понимала.. и не понимаю.... помню надо было стих ФЕта выучить наизусть.. я честное слово долго пыталась.. и так и не осилила, подошла перед парой с извинением, я не готова, но я стих не чувствую.. не понимаю.....

потом, конечно, пришлось все равно сдавать, но ни минус к оценке, ни еще что-то я не получила, наоборот, мол, честно призналась... о не удачных попытках

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

да, смотрю, у многих "война и мир" не пошла. почти все у нас в школе и потом даже на филфаке читали только там, где"мир".именно филфак открыл для меня прекрасный мир зарубежной литературы.флобер,голсуорси, теккерей,гюго,шекспир наконец... ооо...вот тут я читала, читала и начитаться не могла. тогда подумала, насколько интереснее были бы уроки литературы, если бы мы изучали все это богатство. мое имхо: для школьника, в большинстве случаев, достоевский и толстой- мучение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Мастера и Маргариту" раз пятый уже перечитываю. Из всего класса наверное одна я его читала,нам давали на выбор еще "Собачье сердце" и "Золотые яйца". Большинство посмотрело фильм с Шариковым :biggrin: А я прям млею от Маргариты и Воланда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Мастера и Маргариту" раз пятый уже перечитываю. Из всего класса наверное одна я его читала,нам давали на выбор еще "Собачье сердце" и "Золотые яйца". Большинство посмотрело фильм с Шариковым :biggrin: А я прям млею от Маргариты и Воланда.

 

оооо! я тоже! при чем я ее прочитала до того ак задали, а потом перечитывала... и "Собачье сердце" тоже обожала. "...яйца" уже не так. Но мне еще рассказы нравились - особенно запомнились "Полотенце с петушками" и "Морфий" - этот рассказ вообще потряс меня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Мастера и Маргариту" раз пятый уже перечитываю. Из всего класса наверное одна я его читала,нам давали на выбор еще "Собачье сердце" и "Золотые яйца".

 

"Роковые яйца" :phil_25::d_coffee:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"Роковые яйца" :phil_25::d_coffee:

 

:biggrin: точно,вот что значит не читала

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

а мне приз! хвалюсь! муж подарил полное собр. сочинений пикуля! в бумажном варианте. так что- прощай компьютер...пока...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Карен Шахназаров убежден, что "в первую очередь любой подросток в нашей стране должен читать русскую классику. Не только Толстого-Достоевского-Чехова, но и авторов второго эшелона, которых сегодня совсем не знают: У Лескова есть замечательные вещи, у Константина Станюковича. Я бы сделал упор на отечественную литературу, а к ней - определенный набор необходимых зарубежных авторов"
Олег Табаков в первую десятку включил бы сборники стихов Пушкина, прозу и драматические произведения Гоголя, книги Толстого, Булгакова, Пастернака, "Тихий Дон" Шолохова, Астафьева, Солженицына, Вознесенского, а также нынешних современных авторов - Улицкую, Шишкина, Прилепина
Юрий Соломин: "Hечего мудрить - надо, прежде всего, прочитать русскую классику: Пушкин, Толстой, Тургенев, Гончаров, Гоголь, Чехов". "Это основа основ, как нотная грамота для музыканта. И, кстати говоря, это все было в нашей "старой" школьной программе, к которой полезно было бы вернуться"

 

остальное здесь

Изменено пользователем momo
  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Юрий Соломин: "Hечего мудрить - надо, прежде всего, прочитать русскую классику: Пушкин, Толстой, Тургенев, Гончаров, Гоголь, Чехов". "Это основа основ, как нотная грамота для музыканта. И, кстати говоря, это все было в нашей "старой" школьной программе, к которой полезно было бы вернуться"

Не могу не согласиться.

В моем случае прошло совсем немного лет после окончания школы, но для меня уже очевидно -всё, что включено в список литературы, обязательной для прочтения школьниками, включено туда не зря. Это нужно прочитать даже потому, что не читать просто стыдно...

Меня больше всего впечатлил роман Замятина "Мы".

Изменено пользователем Фелисити
  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

"100 КНИГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА"

 

Радиостанция «Эхо Москвы» совместно с министерством культуры и министерством образования и науки предлагает вам принять участие в проекте «100 книг для школьника».

 

Цель проекта – составить список из 100 книг, рекомендованных к самостоятельному прочтению учащимся – старшеклассникам.

 

Мы сформировали 6 списков для голосования (3 - по отечественной, 3 - по зарубежной литературе), в каждом из которых вы можете выбрать от одного до пяти произведений.

 

Голосуйте!

http://echo.msk.ru/blog/echomsk/920092-echo/

  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига?»

 

Пока эксперты ломают голову над списком 100 лучших книг для школьников, БГ опросил 600 старшеклассников и студентов и составил рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы.

 

«Давайте изучать Джойса. Он намного лучше Некрасова!»

 

БГ продолжает исследовать литературные вкусы старшеклассников и студентов. Во второй части — список писателей, которых стоило бы включить в школьную программу. Поскольку не все участники опроса смогли аргументировать ответы, этот рейтинг получился более коротким — но не менее интересным. А наши читатели могут проголосовать за своих любимых писателей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига?»

 

Пока эксперты ломают голову над списком 100 лучших книг для школьников, БГ опросил 600 старшеклассников и студентов и составил рейтинг самых нелюбимых писателей из школьной программы.

Меня, как тонкую душу, очень задели неуважительные высказывания в адрес классиков. :Cherna_11:/>

----

А вот кого бы я убрала так это укр. класиков эпохи голодомора. Те кто закончил укр. школу меня поймут. :timeout:/> И своим детям не разрешу про канибализм читать.

Изменено пользователем Zita

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1360691436[/url]' post='925812302']

Меня, как тонкую душу, очень задели неуважительные высказывания в адрес классиков. Cherna_11.gif/>

----

А вот кого бы я убрала так это укр. класиков эпохи голодомора. Те кто закончил укр. школу меня поймут. timeout.gif/> И своим детям не разрешу про канибализм читать.

 

Честно - не поймуwoodpecker.gif не помню ничего прям такого страшно изранившего мою психику из творчества писателей, которые описывали события во время голодомора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну вот видите, :) а я помню, :shok: да ну его, :timeout: лучше бы забыла нафиг. :biggrin:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

я читала в детстве абсолютно все. ту же Каренину прочитала в 8 лет. ясное дело не поняла. в 9 помню прочитала Консуэло - не понравилось. по школьной программе читала все. хотя Войну и мир закрыла странице на десятой. вообще из Толстого ничего не понравилось. с детства любила Пушкина. Барышню-крестьянку прочитала еще до школы и потом перечитывала много раз. одно из любимых моих произведений. У Пушкина вообще читала с интересом все. помню на экзамене в 9м мне попал вопрос "Мой Пушкин".... до второго вопроса мы так и не дошли))) еще безумно люблю Булгакова. перечитываю его постоянно. это мои два самых любимых автора.

но в школьной программе для меня были трудными времена когда проходили Достоевского, Чернышевского, Гончарова, (я прямо плевалась и кидала книжки), ну не понимала я, зачем мне вся эта муть. или Горький, тоже не понимаю, зачем он детям? чему он учит?

вообще все, что было связано с советским периодом - литература, история мною не воспринималось категорически. я была воспитана на рассказах мамы и бабушки о том, что наша семья потеряла из-за советской власти и коммунистов. так как было это за долго до того, как мы в школе начали проходить авторов того времени, во мне уже сформировалось стойкое неприятие. есть конечно исключения. зачитывалась Блоком, но на дух не переносила Маяковского... Шолохова "Целину" читала с удовольствием, хотя понимала, что произведение заказное.

зарубежной литературы в школе практически не помню, всю классику читала самостоятельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я читала по школьной программе почти всё. Допустим к концу года давали список на следующий год. Можно было ознакомиться, прочесть заранее и т.д. Так вот я уже в первую неделю каникул бежала в библиотеку и читала-читала. Плюс конечно параллельно выбирала что-то вне программы. Иногда читали с подружкой друг другу вслух). В общем читать я всегда любила, а вот сочинения писать ненавидела. Почему-то в то время было неинтересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

----

А вот кого бы я убрала так это укр. класиков эпохи голодомора. Те кто закончил укр. школу меня поймут. timeout.gif/> И своим детям не разрешу про канибализм читать.

почему вы так говорите ? Это же все было в истории. Я считаю, что с событиями того времени нужно ознакомиться хотя бы. Это было страшно, но нельзя же просто глаза закрыть на все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

почему вы так говорите ? Это же все было в истории. Я считаю, что с событиями того времени нужно ознакомиться хотя бы. Это было страшно, но нельзя же просто глаза закрыть на все.

Отаке.. Ну нравится читать в подробностях про канибализм, читайте, и детяm своим можете читать на ночь про Чикатило например в подробностях, а чего не? Жизнь она такая.

А моим детям такое дно и навоз не нужен. Вырастут сами всё узнают , наши СМИ растараются показать все низости и мрачные стороны человеческой натуры.

Изменено пользователем Zita

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не школьная программа, но все-таки решила поместить сюда.

уже закончив университет, постоянно захожу на сайт и смотрю расписание семинаров, какие предлагаются темы.

может кому-нибудь будет интересно, что читают сейчас студенты, на примере отдельно взятого университета.

 

Английская и американская литература:

 

19th Century Men's and Women's Short Fiction

Натаниэль Готорн

Вашингтон Ирвинг

Герман Мелвилл

Генри Джеймс

Catharine Sedgwick

Elizabeth Stuart Phelps

Charlotte Perkins Gilman

Sarah Orne Jewett

 

Канада и Северная Америка

Thomas King

Элис Энн Мунро

Tim O'Brien

Джойс Кэрол Оутс

 

British Industrial Novels

Дэвид Лодж "Хорошая работа"

Чарльз Диккенс "Тяжёлые времена"

Элизабет Гаскелл "Север и Юг"

 

Contemporary City Writing

Monica Ali "Brick Lane"

Wladimir Kaminer "Russendisko"

Sayed Kashua "Second Person Singular"

Ana Menéndez " In Cuba I Was a German Shepherd"

 

The Caribbean

Джамайка Кинкейд

Edward Brathwaite

Дерек Уолкотт

Michelle Cliff

 

Imagining Black Britain

Sam Selvon "The Lonely Londoners"

Зэди Смит "White Teeth"

 

Литература и Голливуд

Грэм Грин "Третий"

Кристофер Ишервуд "Одинокий мужчина"

Генри Джеймс "Вашингтонская площадь"

 

Джеймс Джойс

"Дублинцы", "Стивен Герой", "Портрет художника в юности".

 

Литература и права человека

Gillian Slovo "Red Dust"

Надин Гордимер "Рядом со мной – никого"

Sara Suleri "Meatless Days"

Sunetra Gupta "So Good in Black"

 

Маргарет Этвуд

"The Edible Woman", "Постижение", "Мадам Оракул", "Bodily Harm"

 

Рабство

Фредерик Дуглас

Harriet Jacobs

Тони Моррисон "Возлюбленная"

Lawrence Hill "The Book of Negroes"

 

Шекспир

"Отелло", "Венецианский купец", "Буря"

 

Trauma Novels

Курт Воннегут "Бойня номер пять"

Тони Моррисон "Возлюбленная"

Джонатан Сафран Фоер "Жутко громко и запредельно близко"

 

 

остальное позже :playboy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

не школьная программа, но все-таки решила поместить сюда.

 

 

А какой это университет? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

отвечу в личку

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

продолжение...

 

Уильям Блэйк

"Песни Невинности и Опыта"

 

20th Century British Cult Fic-tion

Грэм Грин "Брайтонский леденец"

Энтони Бёрджесс "Заводной апельсин"

Ирвин Уэлш "На игле"

 

Америка 20-х годов. Паноптический взгляд

Ф. Скотт Фицджеральд "Великий Гэтсби"

Willa Cather "A Lost Lady"

 

Toronto Novels

Michael Redhill "Consolation"

Michael Ondaatje "In the Skin of a Lion"

Dionne Brand "What We All Long For"

 

The North in the Canadian Short Story

Duncan Campbell Scott

William Dempsey Valgardson

Norman Levine

Joyce Marshall

Clark Blaise

Monique Proulx

Маргарет Этвуд

Lise Tremblay

 

Немецкая литература:

 

Домашний учитель и его роковые любовные связи

Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц "Домашний учитель"

Адальберт Штифтер "Бабье лето"

+

Стендаль "Красное и чёрное"

 

Готхольд Эфраим Лессинг

"Натан Мудрый", "Филота", "Минна фон Барнхельм"

 

Мистика и модернизм

Роберт Музиль

Пауль Целан

Ингеборг Бахман

+

Жорж Батай

Морис Бланшо

Бела Балаж

 

Романтические романы

Новалис "Генрих фон Офтердинген"

Эрнст Август Клингеман "Ночные бдения Бонавентуры"

Йозеф фон Эйхендорф "Предчувствие и настоящее"

Э. Т. А. Гофман "Житейские воззрения кота Мурра"

 

Binding Procedures in Contemporary Literature

Петер Хандке

Norbert Gstrein

Juli Zeh

 

Катастрофы в литературе

Max Eyth

Генрих фон Клейст

Теодор Фонтане

Фридрих Дюрренматт

Георг Кайзер

 

How Europe narrates itself

Даниель Дефо "Робинзон Крузо"

Генрих фон Клейст "Обручение на Сан-Доминго"

Джозеф Конрад "Сердце тьмы"

 

Конрад Фердинанд Мейер

 

Георг Бюхнер

"Смерть Дантона", "Леонс и Лена", "Войцек", "Ленц"

 

Макс Фриш. Драмы.

 

Мифы в литературе модернизма

Гуго фон Гофмансталь

Томас Манн

Криста Вольф

Кристоф Рансмайр

 

Забой животных. Кровавая история литературы.

Томас Манн

Альфред Дёблин

Бертольт Брехт

Арнольд Цвейг

Элиас Канетти

Beat Sterchi

+

Эптон Синклер

Дэвид Фостер Уоллес

 

Экономика обмена. Циркуляция знаков, денег и людей.

Гёте

Франц Кафка

Адельберт фон Шамиссо

+

Гомер

Гелиодор

Борхес

Сервантес

Хулио Кортасар

Джон Максвелл Кутзее

 

 

Французская литература:

 

 

Марсель Пруст "В поисках утраченного времени"

 

Андре Жид

"Фальшивомонетчики", "Болота", "Имморалист", "Пасторальная симфония"

 

Воспоминания французского Алжира

Jacqueline Sudaka-Bénazéraf "D'un temps révolu: Voix juives d'Algérie"

Ассия Джебар "Любовь, фантазия"

 

Мольер. Комедии-балеты

 

Пьер Гольдман "Souvenirs obscurs d'un Juif polonais né en France"

 

Руанда. Воспоминание и грусть.

Catherine Coquio "Rwanda. Le réel et les récits"

Scholastique Mukasonga "Notre-Dame du Nil"

Koulsy Lamko "La phalène des collines"

 

Поэзия и перевод

Томас Де Квинси "Исповеди англичанина, употребляющего опиум"

Шарль Бодлер "Искусственный рай", "Цветы зла", "Mon cœur mis à nu"

Артюр Рембо "Одно лето в аду"

 

 

Итальянская литература:

 

 

Леонардо Шаша. Сицилийские детективы

 

Джакомо Леопарди

"Рассуждение итальянца о романтической поэзии", "Мысли", "Нравственные очерки", "Песни"

 

Итальянская поэзия первой половины 20в.

Clemente Rebora

Дино Кампана

Джузеппе Унгаретти

Сальваторе Квазимодо

Эудженио Монтале

Умберто Саба

 

 

Испанская литература:

 

 

Федерико Гарсиа Лорка

"Кровавая свадьба", "Йерма", "Дом Бернарды Альбы"

 

Габриэль Гарсиа Маркес "Сто лет одиночества"

 

Рамон Валье-Инклан. Сонаты.

+

Тирсо де Молина "Севильский обольститель, или Каменный гость"

Мольер "Дон Жуан, или Каменный пир"

Э. Т. А. Гофман "Дон Жуан"

Макс Фриш "Дон Жуан, или Любовь к геометрии"

Петер Хандке "Дон Жуан (рассказ от первого лица)"

 

Латиноамериканская проза конца 19в.

Хосе Асунсьон Силва "После обеда"

Eugenio Cambaceres "Sin rumbo"

Manuel Díaz Rodríguez "Ídolos Rotos"

Gonzaga Duque "Mocidade Morta"

 

Мартин Коан

"Dos veces junio", "Ciencias morales", "Bahia Blanca"

 

Америка в произведениях Хосе Марти

 

 

Изменено пользователем momo

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Два поста подряд от учителя литературы Сергея Волкова.

Вот я бы как устроил школьную литературу?

Вариант первый – закрыл бы совсем как обязательный предмет. Чтоб от нее отвалились все мертвые методики, штампы, слова, экзамены, учебники и люди. Пусть пойдут в рост кружки, факультативы, литстудии, чтение вслух при свечах, всё, где творчество и добровольность. А обязательным предметом пусть будет расширенный русский язык, где будут учить читать, понимать и писать разные виды текстов, в том числе и художественные – именно инструментально, практически, для нужд, потребностей и дела.
Ясен пень, что этот вариант никогда у нас не осуществится.

Поэтому вариант второй – оставил бы на каждый год по 5-7 общеобязательных книжек. Остальное по желанию – учителя и детей.

Почему 5-7? Ну потому что в книжке надо пожить какое-то ощутимое время. Надо для начала смотивировать на ее чтение. А для этого часто приходится читать книгу вслух, работать на разогреве, чтобы дальше чтение пошлО. Надо в процессе или в финале вокруг книжки устроить какое-то действо: поставить из нее кусочки, придумать буктрейлер, устроить дебаты, визуализацию запузырить типа плаката или афиши и тыды.
Мне кажется каким-то большим враньем считать, что если книжка задана к уроку, то все приходят, ее прочитав. Это только если непрочитавших током бить, тогда может быть. А в реальности – в реальности современный учитель литературы должен быть организатором чтения. Мотиватором, фасилитатором, массовиком-затейником (простите, если кого обидел). У процессов, которые он индуцирует, есть определенный тайминг – их природа такова, ее не обманешь.

Дык вот. Возвращаюсь к 5-7 книгам. Школьный год – это примерно 34 недели. Они редко когда целиком сохраняются – болезни учителя, карантины детей, ВПР, форс-мажоры, детей снимают с уроков по множеству причин. Но пусть будет идеал – 34. В неделю мы видимся с детьми на литературе 2 или 3 раза, зависит от класса (я сейчас о 5-9 классах говорю).
И вот что у меня получается, например, в моем 9-м. Не как должно быть в сферическом вакууме, а в реальности.

5 недель мы сидели на романтизме вообще и на пушкинских стихах и «Цыганах». Пять недель – это 15 встреч. О романтизме как о направлении в искусстве и как мировоззрении поговорить, посмотреть живопись, послушать музыку. «Цыган» прочесть вслух и побиться об пушкинские вопросы. Сопоставить с «Макаром Чудрой». Прочесть «Кармен» и поговорить об опере, послушав кусочки. Какое-то количество стихов прочесть и обсудить. Самим чего-то написать. В конце сделать плакат, в котором отразить понятое. Я вам скажу, что всё это кочегарить очень непросто за такое время.

5 недель мы сидели на Грибоедове. Биография интересного человека. Прочитать «Горе от ума» - практически по ролям. Разговоры и обсуждения, письменные работы. Ставили кусочки и смотрели отрывки из спектаклей. 15 уроков. Много? Совсем нет. Начиналось с равнодушной отстраненности – закончилось жаркими битвами нескольких Чацких.

3 недели мы сидели на «Пиковой Даме». Потому что там есть что читать и обсуждать. Читать прямо в классе, с остановками. Задавать вопросы. Опять же тема карт, судьбы, рока, случая. Мистика. Тут же пришлось взять «Фаталиста». Тут же опера – смотрим куски. 9 уроков. Попробуйте уложиться. Конечно, если учителю самому про «Пиковую Даму» сказать нечего, можно и за 45 минут исчерпаться. Но правда же – это книга вполне обеспечивает ровное, сильное пламя на три недели как минимум. (Кстати, у меня уроки по 40 минут. Это значит, что на каждых 9 уроках я теряю один урок в сравнении с другими школами).

3 недели гоголевский «Портрет». Та же история, что и с ПД.

3 недели – пушкинская биография. Тут столько разных разностей вокруг этой жизни намешано и сплелось. А стихов сколько о пушкинской жизни есть. А картин(ок). Мемов одних на урок не меньше. Мы ж в эту биографию и собственно пушкинские стихи вплетаем. А когда стихотворение читаешь, о нем же говоришь. А когда говоришь, то и споришь. А когда 9классники заспорят – их пойди останови.

«Онегин». Ох. Я помолчу. И с благоговением послушаю тех, кто умеет разговаривать о нем за 5-6 уроков. За 5-6 – это при условии, что все заинтересованы, все прочли и готовы. Чтобы эти 5-6 уроков случились, нужно вокруг в три раза больше – все на тот же, извините, разогрев. Короче, у меня «Онегин» - это 8 недель. 2 месяца.

Итого у меня уже 27 недель ушло.

Оставшиеся 7 – на Лермонтова. Жизнь. Стихи. «Герой нашего времени». Главный роман для подростков. О том, что такое манипуляция и как играть на струнах человеческой души. И что делать, если не хочешь, чтоб манипулировали тобой.

Всё это – при идеальном раскладе. В реальности времени меньше и приходится торопиться.

Ну вот теперь и считайте, сколько я за год более или менее крупных вещей обсудил с детьми. Те же 5-7. А зато сколько я вокруг наплёл всего! 
Но главное в этом процессе вот что: мы постоянно проверяем пульс и температуру класса – они живы? Они хотят читать? Им интересно обсуждать? Обсуждаемое присваивается, становится своим? Если нет – начинаем реанимационные меры, ищем, пробуем, меняем. У нас ведь книга сдохнет тогда, когда сдохнет ее потребитель. Если класс мертв, если ребенок не включен – книга не оживет.

И после всего этого мне смешно слышать, что я и такие, как я, ненавидят русскую классику и хотят ее убрать из школы. И что только стандарт, в котором будет по 25 произведений за год, ее спасет.

Вот скажите мне, вы бы хотели учиться в такой системе, которую я описал? Или чтобы так учились ваши дети или внуки?

https://www.facebook.com/sergej.lupus/posts/2158553557596843

 

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Мне сегодня пишут о многом, и в частности, о том, что долго "сидеть" на каком-то произведении – зло. Я не знаю, что такое долго и как померить это долго. Всякий раз в каждом новом классе это «долго» свое, тут только на адекватность учителя надежда. Недодержать – пропАсть, передержать – пропАсть.
Но когда мне пишут, а о чем там особо говорить в «Пиковой Даме» или «Онегине», я начинаю недоумевать. Ну вот смотрите, я за ровно 10 минут написал 10 первых пришедших в голову идей из тех, что становятся поводом для заинтересованных дискуссий среди подростков. Это все вспухает и выстреливает на материале «Онегина» (что-то очевидным образом, что-то не очень). И это только первое, навскидку. 
И это всё – разное. Из того, что мы все время сидим на «Онегине», разговаривая об этом, нет ощущения, что мы сидим на одном. Потому что у этого «одного» очень много граней. Тошнит от другого, тошнит, когда делаешь одно и то же (ударение на делаешь). Когда способы и сценарии разговоров ограничены по набору. Когда непонятно, зачем делаешь.

Ты следуешь моде. Самый последний пизг – твой. Живешь не как эти, обычные. А как хочешь. Вопрос: ты свободен? Или зависим? Мода – это свобода или зависимость?

Люди утомляют. Суета надоедает. Все мелко и ненужно. Ты выше этого. Ты скучаешь там, где другие находят смысл. Это круто или нет? Надо лечиться от этого – или, наоборот, к этому стремиться, потому что правда жизни открывается только в таком состоянии?

День идет за днем. Одинаково. Неважно, одинаково серо или одинаково многоцветно. Потому что в итоге одно и то же, колесом, одно и то же. Есть ли способ не попасть в колесо?

Ты читаешь книжки. Ты видишь: ага, люди живут так-то и так-то. Вот тут поступают так, вот тут этак. За этим следует то, за тем – это. Потом ты выходишь в жизнь – и она ни разу не идет так, как описано. Потому что в ней за этим следует не то, а что-то совсем другое. Или вовсе ничего не следует. И чо делать? По крайней мере – книжки-то читать или нет?

Как быть свободным в мире, который весь сплошь состоит из ограничений? Как научиться различать стереотипы и шаблоны и их преодолевать?

Как примириться с тем, что люди не живут по придуманному тобой для них сценарию и не желают быть такими, какими ты желаешь, чтоб они были?

В чем смысл быть романтиком и верить во что-то большее, чем видишь вокруг, если все равно тебя пристрелит автор твоей жизни раньше, чем ты планируешь? А если не пристрелит, то всю дорогу будет над тобой подтрунивать? А слезу прольет только когда пристрелит? А как прольет, сам же и на себя рассердится и придумает тебе продолжение в виде толстого и объевшегося помещика в халате?

Как научиться видеть предмет с разных точек зрения?

Как разговаривать с другим, чтобы он тебя понимал и видел дело из твоей перспективы, а не из своей? И как научиться видеть себя из его перспективы?

Как стать автором своей собственной жизни? И надо ли это? Ведет ли авторская позиция к счастью? Или лучше довериться сюжету, написанному не тобой?

https://www.facebook.com/sergej.lupus/posts/2159116134207252

 

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Любить — значит страдать». Почему герои русской литературы с детства калечат нам психику

В среднем за 11 школьных лет ученик проводит на уроках литературы около 2 140 часов. За это время несмышленые мальчики и девочки превращаются во взрослых юношей и девушек, у них формируются первые убеждения и принципы, закладываются понятия любви и дружбы. А уроки литературы должны помочь детям прожить этот опыт взросления и задать правильный нравственный ориентир.

 

Цитата

 

Великая русская литература стремится ответить на вечные вопросы бытия: об отношении отцов и детей, о любви, о смысле жизни, о счастье и о многом другом. Но через все это многообразие сюжетов красной нитью тянется одна важная мысль — не стоит надеяться на хеппи-энд. Нас взращивают словно на убой, предлагая посмотреть, как сложились судьбы героев, истории которых рассказывают великие русские классики. Анна Каренина бросилась под поезд, бедная Лиза утопилась, несчастная Маша Троекурова вышла замуж за старика Верейского, а Катюша Маслова оказалась на каторге.

Читая эти истории, мы, безусловно, примеряем на себя образы героев, которым симпатизируем и сопереживаем, а потому заучиваем как мантру: не надо обольщаться и ждать от жизни чего-то хорошего — за все придется горько заплатить.

Классическая русская литература в принципе строится вокруг культа страдания. Ведь только страдая, человек может осмыслить свою жизнь и, пройдя все круги ада, очиститься и искупить свои грехи. Ангельски чистая Сонечка Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить отца-выпивоху и троих его детей. Отвергнутая Онегиным Татьяна выходит замуж за нелюбимого человека. Получившая выстрел Лариса Огудалова берет в руки пистолет, чтобы сымитировать самоубийство и спасти таким образом Карандышева.

 

  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прям мои мысли в статье озвучены.....

особенно:

Цитата

Многие бесспорно великие с литературной точки зрения произведения слишком сложны для понимания подростками, и по-хорошему их стоит изучать в более осознанном возрасте, когда за плечами есть хоть какой-то жизненный опыт. Школьники не всегда могут понять глубину прочитанного, и к ним на помощь приходят преподаватели, не всегда компетентные, которые зачастую трактуют классику однобоко и субъективно.

 

  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

  • Кто в онлайне   0 пользователей, 2 анонимных, 0 гостей (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

×