Перейти к содержанию
Авторизация  
Пенелопа

Историческая живопись

Рекомендуемые сообщения

Батальные сцены, библейские сюжеты, важнейшие события - всё это сегодня!

Смотрим на лучшие полотна исторической живописи.

(Обратите внимание: для мифов и легенд у нас будет отдельный день)

 

1. Комментарии, обсуждения и собственное творчество горячо приветствуются 

2. Пропустили день? Вспомнили картину? Замечательно! В течение всей игры можно добавлять свои предложения в любые уже открытые темы.

Предыдущие темы:

1. Картина из школьного учебника

2. Самая красивая весна

3. У меня на стене

4. Любимая картина отечественного художника

5. Самая красивая женщина

6. Архитектура в живописи

7. Любимая картина о Востоке

8. Животные на полотнах

9. Русский авангард

10. Любимая художница

11. День импрессионистов

12. Небо

13. Про любовь

14. Лучший групповой портрет

15. Street art

16. Идеальный бытовой жанр

17. Наши современники

18. Цветы, цветы...

19. Лучшее творение каллиграфии

20. Дефиле

21. Особый взгляд

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Эжен Делакруа

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (другой вариант названия — «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.

800px-Eug%C3%A8ne_Delacroix_-_La_libert%C3%A9_guidant_le_peuple.jpg

Нравилась с детства.😊 Люблю свободу!

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Василий Суриков. Боярыня Морозова

Боярыня Морозова», как и события XVII века, раскололи посетителей 15-й передвижной выставки 1887 года, на которой полотно было представлено. Одни ругали его за историческую недостоверность и технику — разномастную толпу критика называла персидским ковром. Другие, в том числе критик Владимир Стасов и приверженцы импрессионизма, окрестили картину «первой из всех» на сюжеты русской истории.

Vasily Surikov - Боярыня Морозова - Google Art Project.jpg

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
11 минут назад, luda link сказал:

Эжен Делакруа

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (другой вариант названия — «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831 года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять её, слишком уж опасным казался её пафос.

800px-Eug%C3%A8ne_Delacroix_-_La_libert%C3%A9_guidant_le_peuple.jpg

Нравилась с детства.😊 Люблю свободу!

Разжигаете? :meowth:

  • Ха-ха! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
2 минуты назад, Nayada сказал:

Разжигаете? :meowth:

я не такая...😁

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К. Маковский. Иван Сусанин

s1200?webp=false

Всё время думаю, больше 500 лет прошло, а имя Сусанина все знают. Даже дети. Вот что значит народный герой!

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

После сражения под Бороди­но, Военный совет в Филях. Худож­ник Алексей Данилович Кившенко (1880). Третьяковская галерея в Москве.

«Спасение России в её ар­мии. Нужно ли соглашаться на сра­жение и подвергать её опасности, потерять армию и Москву или сдать Москву без боя?» в конце концов Кутузов приказывает отступление и позволяет французам войти в Мо­скву 14 сентября 1812

kivshvsf.jpg

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Пожар в Москве. Художник А. Ф. Смирнов

По приказу графа Фё­дора Васильевича Ростопчина Москва предана огню. Но в течение месяца Наполеон ждёт в Кремле предложе­ние мира от Царя. Напрасно! При­ходит осень. Царь не хочет отвечать ни на одно письмо Наполеона. Когда Наполеон приказывает отступление 18 октября, уже слишком поздно… Ловушка снова закрывается.

smirnovpozhar.jpg

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Эпизод страшной зимы 1812 г. Илларион Михайлович Прянишни­ков (1840 — 1894).

Русские крестьяне и пленные французские солдаты. Ве­ликая армия исчезает в снегу и ледя­ном ветре России.

pryanesz.jpg

Всегда было жалко этих французов...

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Жак-Луи Давид.

Наполеон на перевале Сен-Бернарс

 

Кое-кто считает картину «Наполеон на перевале Сен-Бернар» деревянной и безжизненной, кое-кто – доказательством неспособности Жака-Луи Давида зафиксировать движение. Некоторые видят в ней не искусство, а чистую и незамутнённую пропаганду. Кто-то зубоскалит над её напыщенной монументальностью, а кто-то воспринимает её как своего рода начало финального этапа карьеры автора перед тем, как он официально стал художником-лакеем Наполеона. Но, что бы не говорили (или что бы не сказали ещё), это, возможно, лучший портрет Наполеона Бонапарта, который когда-либо появлялся на свет.

00053t02

Портрет, созданный за четыре месяца – с октября 1800 года по январь 1801-го – сигнализирует о наступлении нового века. После десятилетия постреволюционного террора и неопределённости Франция вновь начала накапливать силы и влияние. За этим стоял, конечно же, генерал Наполеон Бонапарт, который в 1799 году организовал восстание против революционного правительства (a coup d’état, государственный переворот), назначил себя Первым консулом и фактически стал самым влиятельным человеком в стране (а несколько лет спустя объявил себя императором).
В мае 1800 года он провёл свои войска через Большой перевал Сен-Бернар в Альпах в Италию, захваченную австрийцами, которых разгромил в июне в битве при Маренго. Именно этот эпизод и увековечен в полотне Жака-Луи Давида. Победа французов дала им возможность сблизиться с королём Испании Карлом IV. В знак новых отношений между двумя странами он заказал портрет Наполеона, намереваясь разместить его в Королевском дворце в Мадриде среди изображения других великих военачальников.
Как известно, Наполеон не слишком содействовал Давиду в создании картины. Он отказывался позировать для неё, утверждая, что: «Никто не знает, похожи ли портреты великих людей на них самих, достаточно того, что их гений живет в этих картинах». Всё, с чем пришлось работать художнику – это более ранний портрет и военная форма, которую носил Наполеон при Маренго. Давиду позировал один из его сыновей, одетый в мундир и сидящий на лестнице. Вероятно, этим можно объяснить юношеское телосложение генерала.
Однако Наполеон не полностью отстранился от процесса. Именно он дал указание художнику написать конный портрет «calme sur un cheval fougueux» («спокойствие на горячей лошади»), что Давид и сделал. В конце концов, как ещё можно было продемонстрировать, что правитель обладать властью, здравым смыслом и самообладанием? Тот факт, что Наполеон на самом деле не руководил переходом войск через Альпы, а последовал за ними пару дней спустя по узкой тропе на спине мула, не имеет значения!

Изменено пользователем luda link

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поль Деларош. Отречение Наполеона.

Наполеон Бонапарт отрекся от престола в Фонтенбло, 1845.
Лейпциг, Музей дер bildenden Kunste

scale_1200

А всё равно непокорённый! Так хорошо эмоции переданы!

Изменено пользователем luda link

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К.Брюлов "Последний день Помпеи" очень нравилась в школьные годы.

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Между прочим сегодня день рождения Ленина.Поэтому вот

 Пётр Белоусов. «Мы пойдём другим путём»

Этот сюжет считался ключевым в биографии Владимира Ульянова-Ленина. В Симбирск в дом Ульяновых пришло известие о том, что брат будущего вождя мирового пролетариата Александр казнён за организацию покушения на царя Александра III. Мать, Мария Александровна Ульянова, убита горем. А юный Володя, сдерживая слёзы, смотрит куда-то вдаль. В его глазах — не только гнев, но и предвидение будущего. Младшая сестра Саши и Володи Мария вспоминала: «Десятки лет прошли с тех пор, но и теперь я хорошо вижу выражение лица Владимира Ильича в ту минуту и слышу его голос: "Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти"

Брат Володя. Картина недели. Журнал «Историк».

В.И. Ленин провозглашает Советскую власть. – купить | Советская ...

Серов В.А. "Ленин провозглашает Советскую власть"

----------------------------------------------------------------------------------------------------

100 лет назад состоялся первый коммунистический субботник ...

М. Соколов. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 мая 1920 года. 
(1936)

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, большое историческое событие. Человек, повлиявший на весь мир. Спасибо.🌹🌸🌷

Как быстро всё забывается! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
14 часов назад, luda link сказал:

Василий Суриков. Боярыня Морозова

я сейчас читаю книжку Максимилиана Волошина о Сурикове...это нечто!

 "„Боярыню Морозову" я задумал еще раньше „Меншикова" - сейчас после „Стрельцов". Но потом, чтобы отдохнуть, „Меншикова" начал.
      Но первый эскиз „Морозовой" еще в 1881 году сделал, а писать начал в восемьдесят четвертом, а выставил в восемьдесят седьмом. Я на третьем холсте написал. Первый был совсем мал. А этот я из Парижа выписал.
      Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд,54 как я ее написал.
      Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.
      В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел.
      Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю.
      И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила
      „Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"...
      Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет.

Спойлер

А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: „Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул.
      „Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит. Точно вот у Пушкина в „Сцене в корчме". Как он русский народ знал!
      И песню еще дьячок Варсонофий пел. Я и слова все до сих пор еще помню.
      
      Монах снова испугался
      
      (так и начиналось),
      
      В свою келью отправлялся-
      Ризу надевал.
      Большу книгу в руки брал,
      Очки поправлял

      
      (он очки пел, а не очки).
      
      Бросил книгу и очки,
      Разорвал ризу в клочка.
      Сам пошел плясать.
      Наплясался да доволи,
      Захотел он доброй воли,
      Вышел на крыльце,
      Стукнул, брякнул во кольцо -
      Ворон конь бежит.
      На коня монах садился,
      Под монахом конь бодрился,
      В зеленых лугах.
      Во зеленых во лужочках
      Ходят девушки кружочком.
      Девиц не нашел.
      К честной девушке зашел.
      Тут и лягу спать.
      На полу монах ложился -
      На перине очутился:
      Видит, что беда.
      Что она ни вынимала,
      Все монаху было мало.
      Съел корову, да быка,
      Да ребенка тредьяка...

      
      А дальше не помню - все у него тут путалось. Так всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.
      А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает.
      Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману.
      В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: „Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".
      Так на снегу его и писал. На снегу писать - все иное получается. Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой - верхняя, черная; и рубаха в толпе. Все пленэр. Я с 1878 года уже пленэристом стал: „Стрельцов" тоже на воздухе писал.


      Все с натуры писал: и сани, и дровни. Мы на Долгоруковской жили. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). У Подвисков в доме Збук.
      Там в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно.
      Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать.
      И чувствуешь здесь всю бедность красок.
      И переулки все искал, смотрел; и крыши где высокие. А церковь-то в глубине картины - это Николы, что на Долгоруковской.
      Самую картину я начал в 1885 году писать; в Мытищах жил - последняя избушка с краю. И тут я штрихи ловил. Помните посох-то, что у странника в руках. Это богомолка одна проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: „Бабушка! Бабушка! Дай посох!". Она и посох-то бросила - думала, разбойник я.
      Девушку в толпе, это я со Сперанской писал - она тогда в монашки готовилась. А те, что кланяются, - все старообрядочки с Преображенского.
      В восемьдесят седьмом я „Морозову" выставил

  • Нравится! 1
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
13 часов назад, luda link сказал:

Поль Деларош. Отречение Наполеона.

Наполеон Бонапарт отрекся от престола в Фонтенбло, 1845.
Лейпциг, Музей дер bildenden Kunste

scale_1200

А всё равно непокорённый! Так хорошо эмоции переданы!

а вот Наполеон от Василия Васильевича Верещагина

«Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный, и без тени малейших надежд

ver18a.jpg

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

это тоже Наполеон Верещагина

На этапе - дурные вести из Франции
 
 

 

В.В. Верещагин. На этапе - дурные вести из Франции

 

«Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?»...

 
М. Лермонтов. «Наполеон».

 


 

Близился конец октября. Зима понемногу устанавливалась, и хотя морозы не достигали больше 10—12 градусов, но сильныя вьюги делали невыносимым положение французов, не привыкших к такой погоде. Отступление Великой армии было в полном разгаре; все более и более оно начинало преобретать характер безпорядочного бегства, осложняемого невозможностью добывать провиант в количестве, потребном для прокормления такого множества людей. Ужасы голодовки уже легли тяжелым камнем на плечи этих когда-то великолепных воинов.

Армия подходила к Смоленску. Приближавшаяся ночь застала Наполеона в маленькой деревушке...

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Над грандиозным полотном художник работал в течение четырех лет, совершая дальние поездки по местам, связанным с темой картины. Сибирь с ее суровой природой, с ее смелыми вольнолюбивыми людьми, хранящими обычай седой старины, — край, где родился и провел детские годы художник, — была ему особенно близка. Он гордился своими предками, донскими казаками, пришедшими сюда, по преданию, еще в XVI веке вместе с Ермаком. Решающая битва дружины Ермака с многочисленными полчищами хана Кучума в 1582 году — таков сюжет картины. Суриков трактует его как народный подвиг, связывая поход Ермака с национальной борьбой, которую вел в прошлом русский народ против завоевателей. Художник выбрал кульминационный момент, разгар битвы, что дало возможность с наибольшей драматической напряженностью отразить историческое событие. Слева представлен казачий авангард, который композиционно четко выделяется в картине. Мощным клином врезается он во вражеские ряды. Суриков подчеркивает неразрывную связь дружинников с Ермаком, показывая их в едином боевом порыве. В пестром по составу войске Кучума, прижатом к глинистому склону, видны признаки начинающейся паники. Особое внимание уделяет Суриков разработке образов. В многоликой толпе выделяются казаки, с резко очерченным профилем, со сверкающими глазами. Мужественные, сдержанные в своей уверенности, они представляли для художника идеальный исторический тип, который воспитала в нем с детства Сибирь. И. Е. Репин писал: " Впечатление от картины так неожиданно могуче. ...Зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено...".

index.png

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Итало-швейцарский поход - вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми. 

IMG_20160718_120910.jpg

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Эжен  Девериа́  (1805-1865) — французский художник  в жанре исторического романтизма. У него есть серия работ,посвященная королю Генриху IV -тот,который Наваррский и муж Марго,Маргариты Валуа.

"Рождение Генриха IV "-первая картина из этого цикла,которая прославила молодого художника.
Генрих родился в королевском замке в По.Его мама-внучка правящего короля Франции Франциска I ,а отец-из ветви Бурбонов.Говорят,отец ребенка Антуан де Бурбон по местному обычаю, взяв малыша на руки, первым делом намазал ему губы чесноком и смочил местным вином.

DSCN4496.thumb.JPG.f74d613f2f66b682fbebbe6def832aa0.JPG

 

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Эжен  Девериа́  "Четыре Генриха  в доме Криллона в Авиньоне".

На картине изображены Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV, Генрих III, Генрих де Конде и Генрих де Гиз. Они за игровым столом,но изображен  момент предсказания:все четыре умрут насильственной смертью.

Photo_3098.thumb.jpg.f6066779bb7bea6c5ef09f071cfa0da8.jpg

 

 

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Продолжая тему Генриха Наваррского

 Georges Rouget "Отречение Генриха IV  " 

всем известное высказывание "Париж стоит массы" и переход Генриха в католичество

DSCN4501.thumb.JPG.87d39182e1191f32a3820f5050afdb23.JPG

 

И не помню автора "Генрих IV играет со своим сыном"

 Будущий Людовик XIII родился в 1601 году, к великой радости Генриха IV. Рассказывают, что однажды король принял испанского посла, стоя на четвереньках и держа сына на спине, и спросил: “А у вас, месье, есть дети?”

Photo_3099.thumb.jpg.e56d48cd8d300066762f0acc69339fb5.jpg

Photo_3095.thumb.jpg.5dc49b6e1151209626647e3980e7e252.jpg

  • Нравится! 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
29 минут назад, kris сказал:

Эжен  Девериа́  "Четыре Генриха  в доме Криллона в Авиньоне".

На картине изображены Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV, Генрих III, Генрих де Конде и Генрих де Гиз. Они за игровым столом,но изображен  момент предсказания:все четыре умрут насильственной смертью.

Photo_3098.thumb.jpg.f6066779bb7bea6c5ef09f071cfa0da8.jpg

 

 

Какие все красавцы!

11 минут назад, kris сказал:

Продолжая тему Генриха Наваррского

 Georges Rouget "Отречение Генриха IV  " 

всем известное высказывание "Париж стоит массы" и переход Генриха в католичество

DSCN4501.thumb.JPG.87d39182e1191f32a3820f5050afdb23.JPG

 

И не помню автора "Генрих IV играет со своим сыном"

 Будущий Людовик XIII родился в 1601 году, к великой радости Генриха IV. Рассказывают, что однажды король принял испанского посла, стоя на четвереньках и держа сына на спине, и спросил: “А у вас, месье, есть дети?”

Photo_3099.thumb.jpg.e56d48cd8d300066762f0acc69339fb5.jpg

Photo_3095.thumb.jpg.5dc49b6e1151209626647e3980e7e252.jpg

Прелесть какая!😊👍💗

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 минуту назад, luda link сказал:

Прелесть какая!😊👍💗

Мне тоже очень нравится картина с папой Генрихом.Такая домашняя.И образ Генриха другой совсем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Василий Верещагин

У крепостной стены. «Пусть войдут!» (1871)

 

Во время туркестанских экспедиций Верещагин стал участником обороны Самарканда. Город с русским гарнизоном осадили восставшие местные жители, и Верещагину пришлось вспомнить своё военное образование. Хотя, когда Кауфман предлагал художнику приехать в «горячую точку» в чине прапорщика, тот поставил условие, что будет ходить в гражданском без всяких чинов и званий. Но во время осады Самарканда было не до пацифизма:

«С ружьём в руках, этот Василь Василич… всегда был примером для остальных: надо ли выбросить ворвавшихся в ворота или через пролом врагов — Василь Василич работает штыком впереди всех; надо ли очистить эспланаду (незастроенное место между крепостными стенами и городскими постройками. — Ред.) — и на вылазке он первый».

Так вспоминали участие Верещагина в войне простые солдаты. Да и сам художник честно принял орден Святого Георгия 4-й степени за заслуги в обороне города. Представленная картина основана на эпизоде, в котором участвовал Верещагин, а фраза «пусть войдут» принадлежит офицеру Назарову, ожидавшему нападения на пролом в стене.

vereschagin_02.jpg

 

Нападают врасплох

vereschagin_03_1-1.jpg

 

Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1878−1879)

В картинах «Балканской серии» есть своя экзотика местности. Если война в Средней Азии показана Верещагиным на фоне яркой пустынной природы в чистым синим небом, то в русско-турецком конфликта на Балканах она сменилась серой зимой. Смерть на этой войне стала казаться унылой, лишь подчёркивая её бессмысленность. Даже в картине «Шипка-Шейново» нам не до радости победы.

Формально картина как раз о победе. «Белый генерал» Михаил Скобелев проносится перед солдатами, которые кидают над головами шапки — турки разгромлены, дорога на Стамбул открыта, теперь-то война пойдёт по плану и «щит на воротах Царьграда» не за горами… На убитых товарищей торжествующая армия словно не обращает внимание, но зритель картины пройти мимо просто не может — Верещагин намеренно показывает на первом плане именно мёртвые тела.?.

vereschagin_07.jpg

 

Художник не боялся изображать контрасты войны, даже если это было рискованно для его положения в обществе. Сегодня, без исторического контекста, мы, возможно, и не поймём, что же такого крамольного было в картине «Император Александр II под Плевной 30 августа 1877 года» (1878−1879). А на самом деле это было настоящей пощёчиной инициаторам атаки Плевны специально под именины императора. Штурм провалился, и русская армия перешла к блокаде крепости. И, кстати, на иностранных выставках картина экспонировалась под провокационным названием «Именины императора

vereschagin_07_1.jpg

 

Казнь заговорщиков в России (1884−1885)

vereschagin_09new.jpg

Верещагин не был революционером и вообще старался держаться от прямого высказывания своих политических взглядов. Однако на него, как и на многих общественных деятелей в России в 1880-е годы, оказало впечатление казнь народовольцев, убивших императора Александра II. Публичная смертная казнь, вне зависимости от отношения к деятельности самих революционеров, вызывала неодобрение у деятелей культуры.

Так сюжет народовольцев оказался вписан в так называемую «Трилогию казней», куда также вошли картины «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884) и «Распятие на кресте у римлян» (1887). Местонахождение первой картины неизвестно — возможно, она утеряна навсегда и уничтожена; «Распятие» находится в частном собрании. Художник, как можно догадаться, сочувствует всем казнённым, а их сравнение с библейским сюжетом словно «освящает» смерть любых несправедливо приговорённых.

Подавление индийского восстания англичанами

vereschagin_09_1.jpg

Распятие на кресте у римлян

vereschagin_09_2.jpg

Такой же непростой была и судьба «Казни заговорщиков»: она заслужила звание самого «запрещённого» произведения Верещагина и не могла экспонироваться в России; её купил французский подданный в Европе и тайно провёз в Россию, пока однажды полиция не конфисковала крамольное произведение. После революции, ввиду описанного сюжета, она оказалась в питерском Музее революции. Там долгие годы картина не экспонировалась из-за плохого состояния, пока в прошлом году для выставки Верещагина в Третьяковке её не отвезли в Москву, где специалисты провели качественную реставрацию полотна. Теперь она находится на постоянной экспозиции в Петербурге, в том же самом Музее революции (ныне Музее политической истории).

 

 

 

Изменено пользователем luda link
  • Спасибо! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В. Верещагин

В покорённой Москве (Поджигатели, или Расстрел в Кремле) (1897−1898

Масштабный цикл Верещагина об Отечественной войне 1812 года создавался около 15 лет. Вряд ли художник пытался оправдаться за якобы непатриотические взгляды, компенсировав их двумя десятками исторических полотен о героической военной странице русской истории. И без этого он был патриотом, с интересом изучавшим ради написания картин историю войны с Наполеоном.

vereschagin_10.jpg

 

«Не замай — дай подойти!» (1887−1895)

vereschagin_10_1.jpg

 

Композиционно и тематически картина Расстрел в Кремле вписывает Верещагина в мировую традицию темы расстрела в живописи. Ещё в 1814 году Франсиско Гойя написал картину «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», где испанские партизаны похожим образом стояли перед наполеоновскими солдатами..

vereschagin_10_2.jpg «3 мая 1808 года». Художник Франсиско Гойя, 1814 год

А в 1860-е годы Эдуард Мане под впечатлением от картины Гойи изобразил расстрел мексиканского императора Максимилиана I, приговорённого к смерти военным судом правительства Хуареса в 1867 году.

 

vereschagin_10_3-1.jpg «Расстрел императора Максимилиана». Художник Эдуард Мане, 1868 год

 

 

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос». 1826 г. Лувр. Париж

i_440.jpg

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Битва Александра Македонского». Мозаика. Фрагмент, ок. 100 г. до н. э., Музей Каподимонте, Неаполь

370634_1_i_001.jpg

Дарий III

Изменено пользователем luda link
  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дж. М. У. Тёрнер. «Метель. Переход Ганнибала через Альпы

«Переход Ганнибала через Альпы» старый Тёрнер, отец художника, любил показывать посетителям их галереи, требуя отыскать на картине слона. Удавалось это не всем, а слон между тем есть – на заднем плане по центру: там, где в небе занимается золотой свет, виден хобот слона. А на слоне – как раз Ганнибал, ведущий свое войско. Собственно, один этот момент говорит всё по поводу того, насколько повелителями казались Тёрнеру так называемые вершители судеб человеческих. Вон там вдалеке, из-за слоновьего хобота выглядывает крошечный силуэт «повелителя»… Могучая и непобедимая армия Ганнибала на фоне стихии тоже не впечатляет. Очевидно, что перед бушующей природой слабые маленькие человечки беспомощны. К этому сюжету – противопоставлению человека и стихии (отнюдь не в пользу первого) Тёрнер обращался неоднократно.
«Снежная буря» изображает события, происшедшие в 218 году до нашей эры. Тёрнер любил обращаться к прошлому в своих работах, не раз писал Дидону, изображал Улисса.

В данном случае, впрочем, очевидна аналогия с событиями современности. «Снежная буря» написана в 1812 году. В этом году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его поражением. А за 10 лет до того Тёрнер рассматривал картину Жака Луи Давида «Переход Наполеона через перевал Сен-Бернар», на которой художник изобразил императора в образе современного Ганнибала.
Тёрнер любил давать картинам очень длинные названия и нередко сопровождал их стихами собственного сочинения. К «Переходу армии Ганнибала через Альпы» также прилагался отрывок из его неоконченной поэмы «Напрасные надежды». В ней Тёрнер воспевал подвиги карфагенян, но было очевидно, что в конце их пути – гибель. Как мы знаем, три года спустя и Наполеона ожидал Ватерлоо.

Описание картины «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель»

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
16 часов назад, luda link сказал:

Так вспоминали участие Верещагина в войне простые солдаты. Да и сам художник честно принял орден Святого Георгия 4-й степени за заслуги в обороне города. Представленная картина основана на эпизоде, в котором участвовал Верещагин, а фраза «пусть войдут» принадлежит офицеру Назарову, ожидавшему нападения на пролом в стене.

Подполковник Назаров - далекий предок-родственник моей очень хорошей знакомой

если интересно, тут можно почитать ее книгу и там есть упоминание. Живую книгу я в Петербург как раз недавно в дар Национальной библиотеке привозила

https://books.google.com.ua/books?id=jPORDwAAQBAJ&pg=PA313&lpg=PA313&dq=пусть+войдут+офицер+Назаров&source=bl&ots=90nhPrI1oF&sig=ACfU3U1K3xtuYrXeMtWHdH8rZMeDrYwLEQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwizncqWwoDpAhWCxosKHc8YDHoQ6AEwAHoECAoQAQ#v=onepage&q=пусть войдут офицер Назаров&f=false

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Илья Ефимович Репин

Летом 1884 года Илья Ефимович Репин получил императорский заказ написать картину «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца». Петровский дворец на Тверском тракте являлся одной из жемчужин московской архитектуры. Создавался он как место отдыха членов царской фамилии перед торжественным въездом в Москву.

Встреча царя с крестьянскими старшинами состоялась 21 мая 1883 года сразу после коронации Александра III.
На раме помещен текст речи императора: «Очень рад видеть вас; душевно благодарю за ваше сердечное участие в торжествах наших, к которым так горячо отнеслась вся Россия. Когда вы разъедетесь по домам, передайте всем мое сердечное спасибо, следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобному. Эти слухи распускаются нашими врагами. Всякая собственность, точно также как и ваша, должна быть неприкосновенна. Дай Бог вам счастья и здоровья»
Рама, изготовленная для картины по специальному заказу, увенчана гербом Российской империи и украшена гербами российских губерний.
Картина и рама являли собой целостное произведение и стали украшением парадного зала Кремлевского дворца. В 1953 году картина была передана в Третьяковскую галерею, однако в советские годы из-за «идейно-политического содержания» не выставлялась.

20200219_120748.jpg

20200219_120820.jpg

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Илья Ефимович Репин.

В 1894 году в Санкт-Петербурге, в Зимнем дворце Николай II обвенчался с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной.
Женитьба последнего российского императора Николая II запомнилась не роскошью этой свадьбы, а тем, что свадьба наложилась на похороны. 20 октября 1894 года умер император Александр III, его похороны в Петропавловском соборе состоялись 7 ноября.
По традиции был объявлен годичный траур и свадьбу отложили на год. Однако по инициативе Александры Федоровны было принято решение прервать траур на один день. Это был день рождения императрицы Марии Федоровны — 14 ноября 1894 г.
«Церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году (речь идет о венчании сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и великого князя Сергея Александровича) только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше»
Из письма Александры Федоровны сестре Виктории

20200219_120913.jpg

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Кто в онлайне   0 пользователей, 0 анонимных, 52 гостя (Посмотреть всех)

    Зарегистрированных пользователей в онлайне нет

×