Перейти к содержанию
Пенелопа

Н. Берберова, История Одинокой Жизни. Чайковский. Бородин.

  

10 проголосовавших

У вас нет разрешения голосовать в этом опросе или просматривать его результаты. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для возможности голосования в этом опросе.

Рекомендуемые сообщения

Nina_Berberova__Chajkovskij._Borodin._Is

 

 

Под одной обложкой содержатся две биографии великих русских композиторов, которые мы будем читать в этом месяце :)

 

Аннотация на Флибусте гласит:

 

Лучшая биография П. Чайковского, написанная Ниной Берберовой в 1937 году. Не умалчивая о «скандальных» сторонах жизни великого композитора, Берберова создает противоречивый портрет человека гениального, страдающего и торжествующего в своей музыке над обыденностью.

 

 

Действительно ли эта биография - лучшая? Насколько противоречив портрет Чайковского?

 

В аннотации к повести о Бородине опять упоминается "скандальность"

 

В этой книге признанный мастер беллетризованных биографий Нина Берберова рассказывает о судьбе великого русского композитора А. П. Бородина.
Автор создает портрет живого человека, безраздельно преданного Музыке. Берберова не умалчивает о «скандальных» сторонах жизни своего героя, но сохраняет такт и верность фактам.

 

 

Действительно ли то, что описывает Берберова является скандальным? Как вы думаете?

 

Ссылки:

 

Озон

 

Флибуста:

 

Чайковский

Бородин

 

Обратите, пожалуйста внимание на новую возможность в обсуждении книги месяца: теперь вы можете не только высказать свое мнение в этой теме, но и дать оценку книге, проголосовав в опросе. "1" на нашей шкале означает, что книга не понравилась вообще, а "10" - наивысшая оценка работы автора.

 

 

Рассказы о музыке, предложенные нашими участниками:

 

А. Чехов "Скрипка Ротшильда"

 

В.Набоков, "Музыка"

 

А. Куприн, "Гамбринус"

 

Вы можете оставить свои впечатления о рассказе в этой теме или открыть новую, если есть желание что-то обсудить.

 

 

Обсуждение начинается прямо сейчас :)

 

 

 

 

 

  • Поддержать 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дамы, приятного чтения! :flowers1:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Начала я с Бородина. Как-то сумбурно написано, мне кажется. Может быть потому, что объем маленький, а биография насыщенная?
Параллельно в Вики читаю биографии членов "Могучей кучки" и близким к ним композиторов.
 

 

Пока не поняла, почему тема одиночества поднята?
Детство вроде бы счастливое( или все же комплекс от отсутствия признания отцом? Даже вольную получил мальчик в возрасте 7 лет.....), друзья, любящая мама, любимая и любящая жена, любимая профессия, любимое хобби.....
Или это мучения из-за неправильно расставленных приоритетов?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я начала с Чайковского.Мне пока очень нравится.

 

Фрося,может название "История одинокой жизни" относится к биографии Чайковского? На Озоне есть в продаже букинистическое издание 1993г. "Чайковский.История одинокой жизни". Без биографии Бородина.

Изменено пользователем kris

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Может, потому что на флибусте эти произведения тоже 2 разных файла и "Бородин" там просто "Бородин"...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я пока прочла только "Скрипка Ротшильда"и "Музыка"

 

Понравился рассказ Скрипка Ротшильда , все таки как часто мы человеки за повседневной рутиной не замечаем казалось бы простого , а время летит ...

Изменено пользователем Руашка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дочитала 

 

 

Грустно. Очень. До боли в сердце. Великий человек, добрый, порядочный, человечный, с огромным сердцем и такое одиночество :(
Конечно, его состояние душевное было усугублено кризисом среднего возраста. Но как же это ужасно так и не понять, для чего живешь :(

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Про "Бородина" пока пару слов. Одиночество-таки и к нему относилось, не только к Чайковскому (хотя я думаю, это уже самодеятельность издателей, засунуть оба произведения под один заголовок). Книга внезапно закончилась. Хоть проценты и давали понять, что все идет к развязке, но все равно, внезапно. Я даже "отлистала" несколько страниц назад, думала, у меня провал сознания случился.

 

(добавлю сюда, чтобы не плодить посты)

 

Вообще эта книга Берберовой, как этюд. У нас нет подробной картины жизни Бородина, однако картинка складывается довольно живая. И нельзя сказать, что это просто перечисление событий, нет. Скорее, уловлены и акцентированы основные краски палитры жизни Александра Порфирьевича. Берберова удержалась от соблазна написать много и глубоко. Мне кажется, нужно иметь особый талант, чтобы сконцентрироваться на основном и не скатиться в телеграфный стиль. Бородин у Берберовой получился живой (интересно, насколько полный, я его биографию других авторов не читала, переписку тоже).

 

О чем бы мне хотелось прочитать более полно, это о создании "Князя Игоря", о мотивах, побудивших Бородина писать так "по-русски". Я понимаю, что все это вытекало из "Могучей кучки", об этом говорит Лист, но весь процесс работы остался за кадром (я даже не знаю, есть ли дневники, письма, по которым этот процесс можно восстановить). Но зато стало понятней, почему опера так и не была закончена.

 

В англоязычной вики написали, что у Бородина была "как минимум одна дочь, которую звали Ганя". Источник этой информации - книга о переписке Бородина и Листа. Наверное, Бородин писал там про Аню, как про свою дочь.

 

А еще (информация из той же Вики) Бородин - лауреат премии "Тони" за лучший мюзикл в 1954 году! ("Кисмет", хочу его посмотреть)

Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

читаю и я с вами в это траз.Читаю Чайковского, Я хотела и читать, и одновременно поставить чтото слушать(4 симфонию поставила)Но это невозможно!зато я теперь понимаю эту тревожность в музыке,прямо крик  души,на разрыв аорты.Ну, о книге потом напишу как дочитаю 

19 век-сколько гениев!!вовсех сферах искусства

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера дочитала. Очень много мыслей было, но ночь с ними переспала и осталось одно, но прям стучащее в голове.....Я-обыватель и мне НИКОГДА не понять гениев, их образы жизни и образы мысли. Честно, почти все герои книги вызывали у меня неприятие. Каждый по-своему был мне не мил, а некоторые даже противны....

 

 

Мне почему-то подумалось, что если бы Чайковский жил в нынешние времена, то он бы был пациентом психиатров. Не потому, что его так тайна гомосексуализма мучала( а по предисловию понятно, что это не такой уж и грех в высшем свете был, да и по книге видно, что у Петра Ильича было достаточно много связей.....и в России, и в Европе), а потому что он был истерик....полная клиника неврозов.....

 

 

Очень понравилось отсутствие диалогов. Меня они в биографиях и мемуарах всегда напрягают.

Берберова( не знаю, почему эта биорграфия счиаталсь скандальной???) достаточно трепетно обшлась с материалом.

 

Даже "вымогательство" денег у фон Мекк прилизано...
Хотя, даже в таком прилизанном виде, оно мерзко. ИМХО.

Не говоря уже о любви к Бобу Давыдову.....о влечении к деревенским мальчишкам....Жизни "четвертой сюиты": Модест Ильич, Боб, Петр Ильич, Аргутинский-Долгорукий.....ну и многое другое

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

.

 

по предисловию понятно, что это не такой уж и грех в высшем свете был, да и по книге видно, что у Петра Ильича было достаточно много связей..

 

 

:shok:

 

не знаю, почему эта биорграфия счиаталсь скандальной???

 

Серьезно? Еще ж совсем недавно за это сажали. Когда первые (перестроечные) слухи пошли об ориентации Чайковского, самый громкий ответ был: руки прочь от гордости нашей культуры.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Оль, в предисловии Берберова писала очень четко про законы в Царской России и как и для кого они применялись.

 

А вообще, я что-то не подумала, что еще совсем недавно факт гомосексуальности скрывался.....Думала сейчас ее скандальной называют...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Оль, в предисловии Берберова писала очень четко про законы в Царской России и как и для кого они применялись.

 

 

дак я его еще не читала :wondering:

 

ее, наверное, скандальной ее могли назвать в 90-е. Когда была написана, какой-нибудь "клеветнической". А сейчас издатели, чтоб продать уже, лепят "скандальная"

 

Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну в предисловии написано, что задолго ДО биографии, написанной Берберовой, в России был опубликован дневник Ипполита Ильича( младшего брата), в котором четко было написано о гомосексуальности Петра Ильича и его любовных связях( как я поняла, даже с именами любовников).....и он был в библиотеках! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

в библиотеках! 

 

публичных или закрытых?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

вот и мой отзыв :itwasntme:

 

Музыка имеет особое влияние на душу человека. Как мы знакомимся с композиторами классики? Только через их музыкальные творения. В отличие от авторов художественной литературы, о которых мы так часто знаем, о музыкантах нам ведомо немного. Естественно, я не пишу про студентов консерваторий и академий музыки - им известно больше.

О Бородине. Он был открытием для меня. Обратилась к его произведениям, которые позабыла со школьной скамьи. Как личность и ученый-химик этот человек слегка удивил - своим отношением к своей жизни, к людям, к жене, к музыке. Жаль только его в момент странной неожиданной смерти. С точки зрения литературного произведения как новой формы, ни разу не встречавшейся ранее, а только у Берберовой Н.Н., для меня биография Бородина очень даже удачная.

О Чайковском. После прочтения книги я могу сказать, что мое восприятие Чайковского, как талантливого русского композитора, очень-очень изменилось. Нет, у меня не появилось презрения и негативного отношения к нему из-за некоторых порочащих его фактов личной жизни. Именно для меня знания его биографии словно разделила его талант и его самого. Ныне для меня Чайковский и его музыкальные произведения это совершенно 2 различные части не одного целого. Возможно потому как и сам Петр Ильич был сложной, но слабой, творческой, но несобранной, гениальной, но несчастной, одинокой, разделенной, мучавшейся, не находившей саму себя личностью... А может именно такие талантливые люди не могут быть иными? Им тесно в обыденной жизни, нет выхода порыву творчества...а музыка - крик от безысходности...и так больно рождается она в душе одинокого страдающего человека.

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я тоже теперь к Чайковскому иначе отношусь :( Я не могу разделять личность и творческую ипостась....Поэтому, я стараюсь ничего не знать про авторов. 

Причем, повторюсь, меня оттолкнуло не знания о гомосексуальности Петра Ильича ( о ней я знала еще в 90-ых), а именно его личностные характеристики :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Сколько людей-столько и мнений.У меня наоборот Чайковский  вызвал жалость прям щемящую сердце.Если б я жила в те времена,то была бы именно той фон Мекк(ну,конечно если б обладала такими же финансами)Но потом напишу подробнее о книге в целом(После Бородина)

Какие вы однако в чтении метеоры!!!

Изменено пользователем mamusik

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера дочитала. Очень много мыслей было, но ночь с ними переспала и осталось одно, но прям стучащее в голове.....Я-обыватель и мне НИКОГДА не понять гениев, их образы жизни и образы мысли. Честно, почти все герои книги вызывали у меня неприятие. Каждый по-своему был мне не мил, а некоторые даже противны....

 

 

Мне почему-то подумалось, что если бы Чайковский жил в нынешние времена, то он бы был пациентом психиатров. Не потому, что его так тайна гомосексуализма мучала( а по предисловию понятно, что это не такой уж и грех в высшем свете был, да и по книге видно, что у Петра Ильича было достаточно много связей.....и в России, и в Европе), а потому что он был истерик....полная клиника неврозов.....

 

 

 

Пока прочла мало, страниц 150... А мне очень понятен Чайковский как он описан Берберовой. Может потому что есть рядом очень похожий человек. Музыканты, люди исскусства они и правда другие. И в какой то мере эта книга мне помогает открыть не совсем прочувствованные мной особенности этого  человека.  Ну я до истеричности еще не дочитала. Но то что творческие люди тонко организованные, переживающие, сомневающиеся это точно. Просто после таких людей творческих, ученых, имеющих внутри искру заставляющую их жить "на грани", остальные вдруг кажутся слишком серыми и не интересными. 

Про психиатрию... Как Мастер Булгакова? 

Мне Чайковский пока не противен. Но посмотрим что будет дальше. 

 

Чайковский да был гомосексуален с юности, считают что его первым любовником был Алексей Апухтин. Кстати, вот стихотворение Апухтина о Чайковском: 

 

         
П. Чайковскому
 
   "Ты помнишь, как, забившись в «музыкальной»,
      Забыв училище и мир,
   Мечтали мы о славе идеальной...
      Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
   Мы сознаем, что все уже за нами,
      Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
   Ты с бою славу взял и жадно пил
      Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
      И сколько в твой венец лавровый
      Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
      Воскресли звуки дней былых,
      И злобы лепет малодушный
      Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
   В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я тоже теперь к Чайковскому иначе отношусь  Я не могу разделять личность и творческую ипостась....Поэтому, я стараюсь ничего не знать про авторов. 

Причем, повторюсь, меня оттолкнуло не знания о гомосексуальности Петра Ильича ( о ней я знала еще в 90-ых), а именно его личностные характеристики 

 

Я дочитала до 23 летнего возраста. Пока не отталкивает. Может потом. Завидую вам, уже прочитавшим! 

Про личность и творчество, я наоборот разделяю, иначе как потом любоваться Да Винчи, Караваджо, Челлини? Пытаюсь абстрагироваться. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Но мы же говорим про впечатления, полученные после прочтения именно данной книги...и про биографию,описанную в книге...и насколько приближена она к жизни композитора никто не может скзать. Все субъективно даже у Берберовой. И чтобы досканально понять П.И.Чайковского следует обращатся к мемуарам его современников, его личным письмам, дневникам,архивным документам...

Изменено пользователем Yulenka
  • Поддержать 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Зато как приятно было читать про Бородина. Какой достойный человек.

 

А вот если уйти от обсуждения героев, а перейти к автору: на мой взляд, очень талантливо написано.

  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Амина, полностью с Вами согласна! Бородин меня тоже впечатлил и достаточно интересно получилось у Берберовой с его биографией

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я как то раньше оценивала Чайковского как гения в музыке, с расстройством по синдрому Аспергера (что поделать, видимо плата за гениальность), а Бородина считала одаренным химиком, ученым а уже потом композитором, что то типа Ломоносова, совсем иной характер. Жизнеутверждающий и законченный в отличии от "метающегося"и страдающего гения Чайковского. Но Для меня гений- Чайковский а Бородин просто человек хоть и одаренный. Интересно сейчас будет прочесть обе биографии и сравнить была ли права. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера весь день Бородина слушала, и, по-моему, ему тоже гениальности в музыке не занимать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

http://get-tune.net/#song29079296

 

НЕВОЛЬНИЦЫ.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай

 

Изменено пользователем amina

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Огромный плюс нашего выбора: параллельное прослушивание музыкальных произведений обоих композиторов!


Сколько людей-столько и мнений.У меня наоборот Чайковский  вызвал жалость прям щемящую сердце.Если б я жила в те времена,то была бы именно той фон Мекк(ну,конечно если б обладала такими же финансами)Но потом напишу подробнее о книге в целом(После Бородина)

Какие вы однако в чтении метеоры!!!

жалость он у меня в начале вызывал, пока был "стеклянным мальчиком"....а вот уже позже отношение изменилось....


 

Про личность и творчество, я наоборот разделяю, иначе как потом любоваться Да Винчи, Караваджо, Челлини? Пытаюсь абстрагироваться. 

есть у меня способ: не читать биографий...

Вот я после мемуаров Кузьминской и других материалов разочаровалась в ранее обожаемом Толстом. 

После Мариенгофа и его "Романа без вранья" пошатнулась любовь к Есенину.....


Но мы же говорим про впечатления, полученные после прочтения именно данной книги...и про биографию,описанную в книге...и насколько приближена она к жизни композитора никто не может скзать. Все субъективно даже у Берберовой. И чтобы досканально понять П.И.Чайковского следует обращатся к мемуарам его современников, его личным письмам, дневникам,архивным документам...

согласна. Биография написана не современником, по воспоминаниям других людей. А это уже всё получается субъективно.


Зато как приятно было читать про Бородина. Какой достойный человек.

А вот если уйти от обсуждения героев, а перейти к автору: на мой взляд, очень талантливо написано.

по обоим пунктам: ДА

 

Бородин вызвал чувство глубокого уважения. 

 

Я собираюсь читать "Курсив мой", автобиографию Берберовой. Пенелопа настойчиво мне ее рекомендовала :)


У вас не сложилось впечателние, что самый "нормальный"( помимо Бородина) был Римский- Корсаков?

  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Огромный плюс нашего выбора: параллельное прослушивание музыкальных произведений обоих композиторов!

 

О-о!Это да!

сейчас читаю о Бородине и с удовольствием посмотрела старый (еще 1969г.) фильм-оперу "Князь Игорь",а теперь хочется еще Чайковского "Черевички".

 

Все-таки "Половецкие пляски" Бородина это нечто :girl_claping: особенно при талантливой хореографии.

https://www.youtube.com/watch?v=iIQFb9PRbmk

  • Поддержать 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Казиник вчера интересно рассказывал. Сравнивал Бородина с Да Винчи, по широте интересов. Говорил, что когда видит или слышит что-то его расстраивающее (не трагедия какая-то, а новости, пошлость по тв, такого уровня), то чтоб очистится, играет Бородина :) И говорил про то, как ему видится подход Бородина к музыке: подход химика. Бородин брал тему/аккорд/ мелодию и добавлял туда по капле новый элемент. Ставил смелый эксперимент, а в результате получалось новое, гармоничное, удивительное вещество. Говорил так же о том, о чем есть в книге: постоянная занятость Бородина с людьми - этих устрой, тех пожени, с больной женой посиди, лекцию прочитай, женские курсы открой. Поэтому и умер так рано, выложившись весь без остатка.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Про отношение к поэтам/музыканта. Кажется, я только фашизма "простить" не могу. Т.е. этот фильтр окрашивает все слишком сильно, чтоб наслаждаться просто картинкой.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Про отношение к поэтам/музыканта. Кажется, я только фашизма "простить" не могу. Т.е. этот фильтр окрашивает все слишком сильно, чтоб наслаждаться просто картинкой.

Поэтому я Гамсуна никогда не смогу читать....

 

. Поэтому и умер так рано, выложившись весь без остатка.

Кстати, я вот смотрела по годам жизни...Очень многие умерли в возрасте 50-55 лет...

По поводу Бородина снова соглашусь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Какие вы однако в чтении метеоры!!!

 

И не говори!  :bigsmile:  (но "Бородина" за один настоящий присест можно прочесть :) )

 

 

 И в какой то мере эта книга мне помогает открыть не совсем прочувствованные мной особенности этого  человека. 

 

 

Кстати, вот стихотворение Апухтина о Чайковском:       

 

 

О, это здорово, когда худ. книги так с реальной жизнью связываются :)

 

А вот такое стихотворение, после новых фактов из биографии участников, читается иначе, чем до.

 

Все субъективно даже у Берберовой.

 

Я бы сказала особенно у Берберовой. Она не ученый-биограф все-таки. Ее талант в том, что она улавливает какую-ту главную черту (черты) героя и вокруг нее строит рассказ, так, чтобы эта черта засияла.

 

 

 

http://get-tune.net/#song29079296

НЕВОЛЬНИЦЫ.

 

 

гимн Магреба :bigsmile:

 

Я собираюсь читать "Курсив мой", автобиографию Берберовой. Пенелопа настойчиво мне ее рекомендовала :)

 

 

:clapping:  (только не воспринимай ее как 100% фактологию :) )

Поэтому я Гамсуна никогда не смогу читать....

 

Кстати, я вот смотрела по годам жизни...Очень многие умерли в возрасте 50-55 лет...

 

 

Вот как раз о нем я и подумала! Сначала-то написала, что вообще мне все равно, чем там человек в свободное время занимается :)

 

А причина смерти указана? У всех сердце? Может, не обращали внимание тогда на ранние признаки? Или так: о ком пишут биографии, те внимания не обращали.

 

 

Изменено пользователем Пенелопа

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У вас не сложилось впечателние, что самый "нормальный"( помимо Бородина) был Римский- Корсаков?

да, сложилось. И его произведения захотелось слушать и слушать

Я бы сказала особенно у Бернеровой. Она не ученый-биограф все-таки. Ее талант в том, что она улавливает какую-ту главную черту (черты) героя и вокруг нее строит рассказ, так, чтобы эта черта засияла.

верно подмечено!

 

Какие вы однако в чтении метеоры!!!

когда есть свободное время и ридер в руке, это же так замечательно)) все так и способствует увлекательно-шустрому прочтению)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
У всех сердце? Может, не обращали внимание тогда на ранние признаки? 

 

Вроде, в wiki написано, что Бородин год на сердце жаловался.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Дочитала давно,но все не плучалось написать...

 

1/Сначала об авторе,о Берберовой.Слышала разные отзывы и о ней,как личности, и о ее книгах.Биографии Чайковского и Бородина-первое знакомство с этим автором.

Понравилось все:стиль,язык,глубокое проникновение во внутренний мир героев,особая деликатность.

Я бы сказала,что Берберова создала не просто биографию в привычном понимании,но скорее биографию души-развитие духовно-душевного мира двух великих композиторов. "Жизненный путь" души.

 

2/Чайковский.Когда только-только закончила книгу,было неприятное впечатление о личности Петра Ильича.Почти такие же чувства,как Фрося описала.Но уже на следующий день "небо прояснилось" :)  Нет,конечно,я не стала восхищаться им как личностью,но начала понимать все проявления отрицательных черт его характера.Мог ли он быть другим?

Уже в раннем детстве необыкновенно чувствительный,ранимый и сверх впечатлительный ребенок.

 

" Иногда, оставаясь с Фанни наедине, он объяснялся ей в любви; рыдая, однажды он объяснился в любви отцу; о матери он говорил, как о ком-то богоравном. Казалось, сердце его разрывается от каких-то мучительных и сладких чувств — восторга, жалости ..."

"Это были попытки высказать свое недоумение, свое восхищение перед миром и его творцом, а главное — это была дань, которую он отдавал жажде себя высказать. Иногда она выливалась в страшных ночных слезах.

Но это восхищение и мучительное желание его выявить, эти слезы давали пятилетнему ребенку какое-то странное счастье."

И первое впечатление от музыки:"Он почувствовал слезы, тоску, счастье. Ему в это время не было еще пяти лет."

 

Ничего подобного мы не находим в детстве Бородина.Там немного медлительный,любознательный и уравновешенный ребенок,окруженный любовью и пониманием.

Маленького Петю тоже любят,но понимания его слишком нервной,слишком впечатлительной натуры у близких людей нет(может частично только Фанни).Слишком необычный ребенок для обычных родителей.

А потом удар за ударом по неокрепшей детской душе:пансион и раставание с матерью(просто трагическая сцена);ему,такому "домашнему",так привязанному к своей семье,приходиться приспосабливаться и выживать в чуждой для себя среде;и новый удар-смерть маленького друга от скарлатины и огромное чувство собственной вины. И через время самый страшный удар-смерть мамы.Могли ли эти потрясения пройти бесследно для такой чувствительной натуры?

А потом эта встреча с Апухтиным.И в таком трудном переходном возрасте.Здесь даже не первый сексуальный опыт важен,а то,что Апухтин оказался злым гением,растоптавшим идеалы,чувства,добрые представления в душе Петра и посеявший на их месте цинизм,нигилизм,еще большую неуверенность.

 

"Его наивной вере в добро и справедливость, его нежности, чувствительности, жалости к себе и людям, тоске по матери, скрытой поэзии дневников и раздумий, Апухтин, которому тогда было, как и Чайковскому, 13 лет, противопоставил свой едкий ум, насмешку, демонические сомнения в том, что преподносилось временем, как истина; он явился, как соблазнитель, как старший; ему было многое знакомо, о чем Чайковский еще и не догадывался; он был зрел в суждениях и вкусах, способности его были исключительны, он был избалован семьей и всеми теми, с кем он встречался; он уже умел ненавидеть, презирать, мстить; он видел перед собой широкий путь к всероссийской славе и был уже знаменит.

Все, что до сих пор было свято для Чайковского, понятие о Боге, отроческая любовь к ближним, уважение к старшим, — все это вдруг было осыпано насмешками, подвергнуто подозрительному анализу, поколеблено навеки с такой бесстыдной смелостью и пленительным своеобразием, что Чайковский почувствовал, что весь он, со всеми своими мыслями и чувствами, меняется у себя на глазах, — от одного утра до другого. Как будто почву вышибли у него из-под ног: в конце концов, незыблемого в мире не осталось ничего: все было расшатано Лелей, его язвительностью, его неверием, его пессимизмом."

 

Мы все родом из детства.Пережитое и перечувствованное в детстве накладывает отпечаток на врожденные свойства психики,обуславливает дальнейшее развитие личности.

 

Мог бы стать Чайковский другим,будь у него более понимающие родители,останься он в семейном любящем окружении получать домашнее образование,не столкнись он с "демоном" Лелей Апухтиным? 

Для мнея при чтении ясно чувствовалась жажда семьи,семейного уклада,жажда любви и ее страх,сильнейшее желание человеческого понимания,участия и бегство от них же.Подсознательный страх,обретя желаемое,вдруг потерять его и снова испытать мучительную боль.

И мне кажется,корни всего были в тех детских душевных травмах.Они оставили рубцы,которые исказили все дальнейшее развитие души.

 

3/И еще одно.Тема религиозной веры,отношений с Богом.Берберова чуть-чуть касается ее.И мне кажется,это еще одна причина болезненного душевного состояния композитора( две первые - врожденная особенность нервной системы и детские травмы).

 

Берберова пишет:"Он в Боге уверен не был. Он не умел Его искать. Найти Его ужасало сознание." 

 

И здесь все душевные терзания,страхи, смятение и неудовлетворенность взрослого Чайковского лучше всего объясняют слова св.Августина: "Ты создал нас для Себя,и мятется сердце наше пока не успокоится в Тебе."

 

3/Относительно Бородина я в целом согласна со всеми. Могу только возразить на это:

 

 

Казиник вчера интересно рассказывал.  Говорил так же о том, о чем есть в книге: постоянная занятость Бородина с людьми - этих устрой, тех пожени, с больной женой посиди, лекцию прочитай, женские курсы открой. Поэтому и умер так рано, выложившись весь без остатка.

 

Мне кажется,причина не в этом.Мной любимый и часто приводимый в пример А.Швейцер выкладывался намного больше и в более неблагоприятных условиях,но тем не менее прожил около 90 лет.  Да и сам Бородин чувствовал себя еще достаточно полным сил и работоспособности.

 

 

4/Я  очень рада,что выбрали эту книгу для чтения:наконец,открыла для себя Берберову и собираюсь продолжить с нею знакомство :),книга заставила вернуться в мир музыки и снова послушать разное-всякое. 

Единственный минус-ну очччень захотелось в театр,а возможности нет. :girl_in_dreams:

  • Нравится! 1
  • Поддержать 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я как всегда, видимо у меня проблемы с обязательным чтением :playboy:

 

Гениальные люди все-таки другая каста. Умение свою способность к восприятию тонких материй жизни обратить в осязаемую реальность - для меня это чудо и другой мир. Всегда подспудно присутствовало ощущение, что Бог, подарив человеку талант и славу, взамен забирает что-то простое, человеческое, обыденное, но именно то, что приносит нам радость и теплые воспоминания.

Слава так и не заменила отчаявшемуся Чайковскому чего-то, что он искал, но не находил и никак не мог понять, чего именно ему не хватало. Да и Бородин при всем его внешнем равновесии показался мне оторванным от жизни.

Каким сложным был путь Чайковского.Я помню его задумчивый портрет в музыкальной школе и никак у меня в голове не соединялись воедино  этот грустный мужчина и чарующая музыка "Щелкунчика" или "Лебединого озера".

Небольшой рассказ о Бородине читала под его музыку и никак в моей голове не укладывалось, что этот грузный человек с бардаком в жизни и внутри себя был способен написать такую трогающую за душу мелодию.

 

Мне понравилось, как подошла к книге автор. Интересно было узнать об этих великих людях через их собственные воспоминания и воспоминания их родных и близких

  • Нравится! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

когда есть свободное время и ридер в руке, это же так замечательно)) все так и способствует увлекательно-шустрому прочтению)

 

А когда ещё и mp3 плеер с любимой книжкой, так вообще - как 6 часов обещают на книжку, так и получается. Просто выбора нет  - слушаешь и всё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

девочки, прочитала ваше отзывы. не согласна в части выпрашивания денег у фон Мекк. По-моему это у них было на взаимовыгодных началах. Ей же явно хотелось завладеть Чайковским, а еще она содержала других музыкантов, о которых вскользь упоминается. Плюс все-таки перед смертью он кричал ее имя. Пусть и виртуально, но  она была его другом достаточно долгий промежуток времени.

 

Да и Бородина на западе продвинула богатая старушка и ей он писал льстивые письма, чего уж. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

слушаю музыку Петра Ильича...До чего ж близок мне он своей музыкой!!!

В фильме "Чайковский" встретила его музыку на слова (или перевод Алексея Плещеева, 1877 год) "Был у Христа-Младенца сад..." Остановилась на этом произведении. Очень оно мне нравится :girl_blush2:(хоровое пение без музыкального сопровождения - моя слабость)

 

https://www.youtube.com/watch?v=pTuuJAIeNPg

Не думаю, что это лучшее исполнение в хоре, вконтакте есть более удачные.

А церковные хоры на Всенощном Бдении до сих пор поют его "Благословен еси Господи"..

Прослушала его "Времена года". Это чудесно! Буду дальше открывать для себя П.И.Чайковского. Кстати, фильм хотя и упускает многие детали книги, по-моему, очень неплохо получился.

Изменено пользователем Yulenka

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Юсяш, Бородин не жил за счет "спонсора", а только "продвигался" в Европе.... а Чайковский именно жил, да на широкую ногу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×