А мы решились Сахару посетить, впервые за прожитые здесь годы. Обидно стало: люди из-за границы сюда рвутся, а тут живём под боком и представления о таком сокровище не имеем. Благо тут ещё и подруга из России прилетела, так что был двойной повод:её удивить и самим поглядеть. Сначала в Джанет планировали полететь. Но времени не хватало, поэтому и решили первую пробу снять на своей машине и не так далеко углубиться.
Рано утром, покинув родной Сетиф, мы двинули в сторону юга Алжира, заказав предварительно номер в гостинице в пункте нашей первой остановки - Гардая. Первое впечатление: ландшафт отличается от наших мест, и вообще по северу Алжира. Видно невооруженным глазом - здесь, когда то было море!!! Горы ,когда- то омываемые водой.
Дороги -отличные,просто взлётная полоса ,машин мало.Отмахав 800км,к непозднему вечеру подъехали к Долине Мзаб-кот ,является музеем под открытым небом, представленным культовыми постройками и другими объектами, созданными за 10 веков упорным трудом мозабитов. Привязанные к своей обособленной общине, они сохранили многие этнокультурные традиции, верования и обычаи, которые доносят до современников дух и атмосферу навсегда ушедших времен.На дне сухого русла за нагромождениями камней вдруг возникло необычное поселение. Издали оно походило на гигантские соты. Каждый ряд домов словно бы стоял на плечах предыдущего, а все вместе они ступеньками поднимались к вершине городской пирамиды, увенчанной минаретом мечети.. За этим городом виднелся второй, еще дальше — третий, четвертый... Перед нами была Гардая - город основан в 1053 г :узел караванных путей, торг-ремесленный и религиозный центр группы оазисов Мзаб (внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)
История возникновения в глубине Сахары этой цепочки миниатюрных городов драматична и по-своему поучительна. За последнее тысячелетие Арабский Восток служил ареной бесчисленных религиозных войн. Целые племена, столкнувшись с угрозой истребления, бежали за сотни и тысячи километров в поисках безопасного уголка. Так поступили в свое время и приверженцы секты ибадитов, которые были слишком малочисленны, чтобы отразить нападения врагов собственными силами. Они предпочли переправиться в Африку. Однако и на этом континенте судьба оказалась отнюдь не милостивой к ним: религиозные фанатики — фатимиды настигли их и там. Оставшимся в живых оставался единственный выход — попытаться затеряться в раскаленных песках и каменистых уэдах Большого Восточного Эрга. Для нового поселения ибадиты избрали покрытую скудной растительностью долину Мзаб. Им казалось, что вдали от караванных троп они будут в безопасности. К тому же судьба сделала неожиданный подарок: местами вода обнаружилась на глубине всего лишь нескольких метров. . Первоначально ибадиты возлагали главные надежды на отдаленность выбранного ими места и поэтому взялись за освоение земли этого негостеприимного уголка. Однако тайна новых поселений продержалась недолго, и они опять стали объектом набегов сахарских «пиратов», грабивших караваны на торговых путях. Тогда-то ибадиты и приступили к возведению неприступных укреплений, чтобы защитить свои поселения от грабителей. Постепенно были выработаны и наиболее рациональные принципы возведения оборонительных сооружений. Помимо крепостных стен, каждый город-оазис отстроил цепь сторожевых башен — борджей на расстоянии одного-двух километров по краям полей и пальмовых плантаций. Их немногочисленные гарнизоны предупреждали мозабитов об опасности, а в случае необходимости умели длительное время вести самостоятельно круговую оборону.
По вечерам в городе можно спокойно гулять по любым местам.На утро ,мы первым делом посещаем базар,знаменитый своими коврами и изделиями из верблюжей шерсти.
Мы рановастенько пришли,но уже через полчаса поднялся многоголосый гомон, в который вносят свою лепту и продавцы и покупатели. Дело в том, что мозабиты придирчивого местного покупателя уважают куда больше, нежели спешащего заезжего туриста. Продавец гордится своими лучшими товарами, и если человек не жалеет времени, споря о цене, значит, вещь ему действительно понравилась. Вот и идет ожесточенный торг с криками и призывами в свидетели аллаха, пока наконец оба не сойдутся в цене. Но сколько бы торговец ни снижал ее, будьте уверены: себя он в накладе не оставил.Прикупив сувениры,мы занялись поиском гида,т.к. посетить старый город без него не разрешалось.Спросив в любой лавке ,вам с удовольствием подскажут к кому надо обратиться.Заплатив по 200 за человека,мы с гидом направились в одну из узеньких улочек старого города,сохраняющего все традиции своей1000 -летней истории. Собственно, это была даже не улочка, а ступенчатый коридор без крыши с каменными стенами. Местами над ним висели арки, а то и просто распорки из бревен, поддерживающие стены. Несколько раз нам приходилось прижиматься к стенам, чтобы пропустить «городской транспорт» — всадника на ослике, который привычно семенил по ступенькам улицы.
Женятся мозабиты на девушках только своего народа, но многоженства у них нет. Женщины, согласно древним традициям, никогда не покидают пределы своего оазиса. Мозабитские женщины живут за глухими стенами домов, одежда скрывает их с головы до ног, оставляя открытым только один глаз.Фоткать взрослое население нельзя без спроса,а маленькие моментально скрываются(ну прямо в стене исчезают) при виде наведённого фотоаппарата
Переходим на кладбище,тоже являющееся музеем под небом.
Наш гид,который кстати ,учился в университете Сетифа.
Сегодня тысячи выходцев из долины Мзаба стоят за прилавками далеко от родных мест. Причем мозабиты выработали и свою систему проникновения на рынки. Молодой коммерсант, желающий попробовать свои силы, получает от богатых членов общины ссуду на основание собственного дела где-нибудь за тридевять земель, где уже обосновались мозабиты. Поначалу они шефствуют над новичком, помогают советами, пока он сам прочно станет на ноги. Мозабит может провести на чужбине не один десяток лет, но сердцем он всегда в своем оазисе, куда наведывается не реже раза в год. Но, даже выплатив ссуду, мозабит обязан постоянно переводить солидную часть выручки в кассу общины, которая никогда не даст ему «вольную». В итоге у местных гарун-аль-рашидов скопились огромные богатства, хотя их владельцы, главным образом представители знати и религиозной касты, ведут внешне весьма скромный образ жизни, в отличие, скажем, от нефтяных шейхов.